Кто из олигархов в Казахстане наживается в ущерб экономике

Из-за запрета на экспорт лома отрасль недополучила 200 млрд тенге, заявил Владимир Дворецкий

Динара Куатова

Запрет на вывоз лома и отходов черных и цветных металлов в Казахстане вводится в интересах казахстанского олигархата металлургической отрасли. Об этом golos-naroda.kz заявил председатель Ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» Владимир Дворецкий.

Дефицита лома, который в качестве причины для введения эмбарго приводят в министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК, в стране нет, заявил спикер. По его словам, из-за запрета на вывоз вторичных металлов цены на внутреннем рынке лома опускаются. Это на руку основным потребителям продукции.

«Это ложь абсолютная. Цель людей, которые это [о дефиците лома] говорят, –  закрыть страну. Чтобы эти люди [олигархи-металлурги] покупали лом подешевле. Если бы покупали по рыночным ценам [лом], а не за ту цену, по которой его покупают, то отрасль бы получила бы 200 млрд тенге. А 100 тысяч с лишним миллиардов тенге –  это десятки тысяч самозанятых, которые получили бы [заработок]. Но мы это потеряли, а они [олигархи] на этом заработали 30 млрд тенге. И они их не в стране оставили, они вывезли на китайские заводы в виде заготовки, на которую нет ни пошлины, ничего. То есть это обман всех. Я и к главе государства обращался, и премьеру это все говорил. Пусть они [олигархи] это все опровергнут», –  заявил Владимир Дворецкий.

Основные потребители лома металлов в Казахстане – АрселорМиттал, KSP Steel, «Феррум-Фтор», Shymkent Temir. Эти предприятия ежегодно потребляют 1,7 млн тонн лома. При этом в стране данной продукции собирается в разы больше, отмечает собеседник.

««АрселорМиттал» потребляет не более 600 тысяч тонн. KSP Steel строился из расчета, что он будет потреблять 1 млн 100 тысяч тонн лома. Он когда-то один раз это сделал на простейшей продукции, затем разом упал до 300 тысяч и больше никогда не поднимался. Я считаю, что никогда не поднимется. У него нет будущего. Он уже неконкурентный. Но дело заключается в том, что есть еще ряд других заводов:«Феррум-Фтор», Shymkent Temir, «Феррум-Сталь». В сумме они максимально потребляли 1,7 млн тонн. Все остальные цифры, которые приводит МИИР, взяты со слов металлургов. Они не соответствуют реальности. У нас в стране лома образуется 5 млн тонн ежегодно. Причем металлофонд страны пополняется. То есть у нас в принципе не может быть дефицита лома. До всех этих законных-незаконных запретов страна собирала 3,5 млн тонн лома», –  сказал председатель Республиканского союза промышленников вторичных металлов.

При отсутствии эмбарго на зарубежные рынки поставлялось 2 млн тонн лома. Экспорт был многовекторный. Вторичный металл реализовывали в Китай, Узбекистан, Турцию, Россию, сообщил Владимир Дворецкий.

«То есть действиями олигополов Миттала [Лакшми Миттал], Сарсенова [Рашит Сарсенов], а также МИИРа, довели ситуацию, что настолько исказили и сам рынок, и представление об этом рынке. Сейчас ложь считается правдой, а правда считается обманом, вымыслом. Несмотря на то, что президент дал конкретное поручение правительству – разобраться и решить, –  они и не разобрали, и не решили до сих пор», – констатировал спикер. 

Если рынок сейчас открыть для экспорта, то цена на лом внутри страны будет на уровне 150 тысяч тенге за тонну. Однако в условиях закрытых границ для предприятий металлургической отрасли одна тонна обходится на 30 тысяч тенге дешевле, говорит он.

«И Миттал, и Сарсенов, и все – они покупают в условиях закрытого рынка как минимум на 20% дешевле. То есть они покупают тонну лома за 120 тысяч, на каждой тонне зарабатывают 30 тысяч тенге. Если сейчас мы эти 30 тысяч умножим на полмиллиона тонн, которую они получают, мы сразу получим колоссальную цифру сверхприыбыли», – заявил Владимир Дворецкий.

Реклама
Реклама
Новости партнеров