Почему полностью отменять русский язык в школах неправильно

Но изучение иностранных языков школьниками с ранней скамьи ведет к формированию у них полуязычия

Венера Калиева

Обучение иностранным языкам детей с первого класса может привести к формированию у них полуязычия, то есть такого типа билингвизма, при котором утрачиваются знания родного языка и плохо осваивается второй язык. В этой связи отмена в первых классах казахоязычных школ уроков русского языка, по мнению руководителя Института языкознания имени Ахмета Байтурсынова, кандидата филологических наук Анар Фазылжан, – правильное решение. Таким мнением она поделилась с golos-naroda.kz.

«По поводу отмены в первых классах обучения иностранных языков – это очень правильное решение. Такое положение дел присутствует во всех развитых странах. В 2009 году в Казахстане работала комиссия, в которую входили представители стран ОЭСР. В своем заключении об образовательной системе Казахстана они отметили, что Казахстан – единственная страна в мире, внедряющая трехъязычное образование в систему общего образования. Когда это происходило, ученые-лингвисты, ученые-педагоги били тревогу, говорили, что это очень опасно», –  сказала Анар Фазылжан.

Результаты научных исследований говорят о том, что преподавать иностранные языки детям нужно с возраста 9-12 лет. К этому времени у них формируется базовая система родного языка, отмечает лингвист. 

«Профессор Танат Танирбердиевна Аяпова –  известный ученый в Казахстане. Она единственная в стране изучала вопрос онтогенеза детской речи: как детская речь развивается, как она влияет на его мышление, на рост его интеллектуального потенциала. Танат Танирбердиевна отмечает, что обучение ребенка с самого малого возраста на системной основе нескольким языкам – это большая нагрузка в психологическом плане. И результаты многих других исследований мировых ученых тоже говорят о том, что ребенок должен обучаться родному языку до тех пор, пока у него не сформируется базовая система его родного языка. Что такое базовая система? Это когда ребенок может выговаривать слова правильно, писать эти слова, составлять предложения и тексты. Когда эта система у него в голове обоснуется, только тогда его можно обучать второму языку», - сказала спикер.

Но полностью исключать из школьной программы изучение какого-либо иностранного языка, в том числе русского языка, по мнению Анар Фазылжан, нельзя.

«Убирать иностранные языки полностью не нужно. Надо обучать иностранным языкам, в том числе и русскому языку, но с того периода, когда у ребенка сформируется система собственного языка в сознании. Этот возраст ученые определяют по-разному. Например, Ахмет Байтурсынов определяет этот возраст с девяти лет. Самое интересное – этот возраст колеблется между 9-12 лет. Известный психолингвист, психолог Жан Пиаже такого же мнения. И сведения российского психолога с мировым именем Льва Выготского тоже подтверждают этот возраст. Если мы не хотим, чтобы наши дети страдали, чтобы у них не было проблем в освоении знаний, они должны изучать иностранные языки, в том числе русский язык с 9-12 лет», –  отметила руководитель Института языкознания имени Ахмета Байтурсынова.

При этом, подчеркивает она, необходимо правильно выстроить систему обучения иностранным языкам, которая будет служить для укрепления национальной идентичности.

«Что является первой, самой важной основой национального образования? Мы же должны воспитать не просто потребителей, людей, которые гоняются за своим личным комфортом. Мы должны в первую очередь воспитать в школах гражданина Казахстана, который будет служить этой культуре, который будет защищать эту территорию. Как мы этом будем делать, если мы их будем воспитывать полуязычными?», –  задалась вопросом Анар Фазылжан.

Реклама
Реклама
Новости партнеров