Какой профит получит российский Сбербанк
Одно из самых ожидаемых событий в банковском секторе страны состоялось. В НУХ «Байтерек» сообщили о подписании госхолдингом сделки по приобретению всего пакета акций дочерней структуры в Казахстане ПАО «Сбербанк Россия», которая будет закрыта в ближайшее время. Как уточняется, банк продолжит выполнять все свои обязательства, а все условия по банковским продуктам для действующих клиентов останутся неизменными.
«Сделка позволит банку возобновить в полном объеме активные операции, привлечение депозитов и проведение платежей, а также продолжить развитие продуктов и услуг для населения и бизнеса», – сообщили в холдинге.
Сумма сделки при этом не раскрывается. В представленной информации лишь акцентируется на том, что «Сбербанк Казахстан» имеет достаточный запас ликвидности и высококачественный кредитный портфель.
Сбер больше не слонПо статистике Национального банка РК, финансовое состояние данного учреждения существенно ухудшилось за четыре месяца (с марта по июнь 2022 года – Прим. Авт.), – с периода начала войны в Украине и наложения санкций. За это время по размеру активов в банковском секторе страны «Сбербанк Казахстан» откатился с третьей строчки на седьмую. На начало марта 2022 года его активы оценивались в 3,7 трлн тенге, а по итогам первого полугодия – в 2 трлн тенге. Собственный капитал банка в марте 2022 года превышал 392 млрд тенге, а в июле он практически вышел в ноль, составив -10,7 млрд тенге. Ссудный портфель в аналогичном периоде сократился с 2,4 трлн тенге до 1,4 трлн тенге. Объем вкладов юридических и физических лиц снизился с 2,1 трлн тенге до 282 млрд тенге.
По мнению экономистов, опрошенных golos-naroda.kz, кредитный портфель и разветвленная сеть отделений Сбера действительно могут представлять интерес для бизнеса, но вход в банк государственного института развития не имеет экономической целесообразности, и может привести к нарушению принципов конкуренции на банковском рынке.
Покупка с обременениямиСумма покупки актива пока не обнародовали, поэтому и судить о выгодах для материнского банка сложно. Однако финансист Мурат Темирханов отмечает, что казахстанская госказна понесет траты, даже если актив будет отдан за бесценок, так как «Сбербанк Казахстан» имеет долги перед ПАО «Сбербанк Россия», которые придется закрывать за счет госсредств.
«Собственный капитал – -10,7 млрд тенге. Это практически ноль для таких крупных банков, как Сбер. Вполне может быть, что «Байтерек» его получит за 1 тенге, потому что капитал равен нулю. Я думаю, что банк достанется бесплатно, но в любом случае, чтобы разобраться с проблемами, государство в лице холдинга будет тратить и средства, и усилия. «Байтерек» – это государственный институт развития. Я думаю, что это будет что-то стоить государству.
Активы у «Сбербанк Казахстан» сохранились только благодаря тому, что родительский банк в него влил большие средства в рублях. Если бы этого не было сделано, он бы нес большие убытки, потому что рубль укрепился, а тенге ослаб по отношению к рублю. По этой причине у банка сложился отрицательный капитал. То есть российский Сбербанк выдал кредит в рублях своей дочерней организации в Казахстане. А сейчас фактически правительство взяло на себя возврат этого кредита, приобретая банк», – комментирует сделку Мурат Темирханов.
Данных о размерах этих обязательств в настоящий момент в публичном доступе нет, говорит финансист. Когда эти сведения станут известными, тогда и появится понимание цены вопроса данной сделки.
Политический подтекст«Единственное объяснение этой покупки – политическая просьба, которая приносит траты казне и меняет логику банковской системы. Закрылся бы банк, вкладчики ушли бы. Никакого кризиса от закрытия Сбербанка у нас бы сегодня не было. У нас, во-первых, физические лица все застрахованы. Юридические лица тоже бы решили проблемы. Пострадал бы только российский Сбер», - сказал спикер.
Теперь, по сути, новый банк станет государственным. Экономическая логика в этом решении отсутствует, считает Мурат Темирханов.
Цена вопроса«Государство не должно владеть коммерческими банками. Это роль частного сектора. Если «Байтерек» захочет продать Сбер, то он не должен этим заниматься. «Байтерек» – это институт развития. В холдинге не должны покупать проблемные банки и перепродавать. Этим должен заниматься Фонд проблемных кредитов или другое учреждение по урегулированию ситуаций с проблемными банками», - отметил финансист.
Если рассматривать вопрос цены, по которой приобретается «Сбербанк Казахстан», то вариантов может быть несколько. Есть большая вероятность, что он продается с дисконтом, полагает генеральный директор Центра исследований прикладной экономики (AERC) Жаныбек Айгазин.
«Здесь важно учитывать размер ссудного портфеля, который у них уменьшился с 12%-ой до 6%-ой доли от общего ссудного портефеля экономики страны. На 1 июля т.г. он составлял 1,5 трлн тенге. Это лакомый кусочек. Также со счетов нельзя списывать разветвленную сеть филиалов, банков, работников, хорошее онлайн приложение и прочее. Сколько выиграет «Сбербанк Россия», можно понять только после того, как станет известна сумма сделки», – отмечает экономист.
Предположительную цену актива, по которой он приобретается, можно вывести, исходя из финансовых показателей компании, поясняет собеседник.
«Можно ориентироваться на цену бенчмарка, которая выставлялась по аналогичным сделкам с аналогичными компаниями. Можно оценивать цену акций и по размеру EBITDA, и по размеру собственного капитала. Также может использоваться текущий курс акций на биржах, если акции котируются», – пояснил Жаныбек Айгазин.
За пределы закулисья сегодня не выносится информация о том, выходил ли Сбербанк на другие заинтересованные банки, либо выходили ли они. Если предложение от российского банка поступало, то по каким причинам они не проявили интерес?
Государство теснит банки«Или же решение принималось на уровне глав государств? Не исключено, что здесь присутствует политика. Возможно, что «Байтереку» как государственной структуре было отдано «право первой брачной ночи». Но зачем этот актив государству? У холдинга другая миссия», – подчеркивает спикер.
Жаныбек Айгазин солидарен с мнением, что НУХ «Байтерек» своим входом на банковский рынок нарушает принципы конкуренции, что может привести к негативным последствиям. В новой ипостаси под шефством госхолдинга Сбер будет иметь преимущество на фоне остальных частных игроков банковского сектора в виде доступа к дешевому финансированию, добавляет он. Наглядным антипримером служит льготное жилищное кредитование населения, которое заменило почти всю коммерческую ипотеку в стране. Сейчас БВУ практически не занимаются выдачей ипотечных займов вне госпрограмм.
«Мало того, что с помощью льготного государственного ипотечного кредитования полностью устранены продукты банков второго уровня, так еще больше будет нанесен урон банковской конкуренции. Остается надеяться, что они в потребкредитование не зайдут. В таком случае банки не нужны будут, так как «Байтерек» заберет себе функцию последнего кредитора, который занимается банковскими операциями», – не исключает экономист.
Миссия «Байтерека» же заключается в развитии экономики, создании новых производств. В его структуру уже входит ряд дочерних организаций, большая часть из них имеет финансовый профиль. Те компании, которые не кредитуют напрямую, занимаются субсидированием кредитования через банки-агенты, обратил внимание Жаныбек Айгазин. На чем будет специализироваться новый актив? Если он продолжит работу в качестве банка второго уровня, то сможет ли квазигосструктура эффективно им управлять?
«Возможно, что для нового владельца актив станет краткосрочной историей, так как он думает о его последующей перепродаже с премией. Хотя премия – сомнительно в условиях фона угрожающей рецессии в глобальной экономике», - заключил Жаныбек Айгазин.