Казахстан испытывает ряд проблем в связи с доставкой грузов автомобильным транспортом из Европы в связи с пакетом санкций со стороны Евросоюза в адрес перевозчиков, зарегистрированных в Беларуси и в России, передает golos-naroda.kz.
Депутаты мажилиса бьют тревогу. Они попросили Мининдустрии принять меры регулирования в отношении иностранных компаний, работающих в сфере услуг на территории Казахстана.
«Сегодня все грузы в Россию, Беларусь и Казахстан мы можем доставить только автомашинами на казахстанских номерах, в этой связи российские и белорусские компании регистрируются в Казахстане, получают казахстанские номера на большегрузы, выбирают бланки разрешений, так называемые «дозволы» и беспрепятственно вьезжают и выезжают из Европы под флагом Казахстана. Надо отметить, что нехватка иностранных бланков разрешений вызвала резкий скачок цен на данные услуги. Для сравнения если в 2021 году стоимость фрахта одного автотранспорта для перевозки грузов составляла 5-6 тыс евро, то сейчас цены выросли до 10-15 тыс евро. Все эти расходы в конечном счете ложатся на потребителя», – говорится в запросе депутатов от «Ак жола».
Как показывает анализ, бланки зачастую выдаются считанным крупным логистическим компаниям, в том числе российским и белорусским, имеющих регистрацию в Казахстане. Также имеются факты перепродажи бланков разрешений другим автоперевозчикам.
Мажилисмены отмечают, что крупные российские и белорусские автоперевозчики перенесшие свою деятельность на территорию Казахстана и зарегистрировавшиеся у нас, создают конкуренцию и выдавливают с рынка казахстанские предприятия, тем самым снижая доходы местных компаний и населения, поскольку на их большегрузах работают в основном граждане России и Беларуси.
«Казахстан несет убытки как в лице отечественного бизнеса так и и в лице работников таких предприятий, в этой связи считаем нужным напомнить о мерах защиты национальных интересов предусмотренных в контексте Кодекса «О недрах и недропользовании» где для сохранения и укрепления потенциала Республики Казахстан по контрактам или лицензиям имеющих стратегическое значение, государство имеет приоритетное право перед любыми лицами, организациями, и должны обладать преимущественными правами в целях обеспечения динамического развития человека и гражданина, общества и государства», – заявили акжоловцы.
В этой связи депутаты считают необходимым в срочном порядке разработать меры регулирования в отношении иностранных компаний работающих в сфере услуг на территории Казахстана с учетом защиты национальных экономических интересов нашей страны, на период действия международных санкции.
Также мажилисмены предлагают проверить и усилить контроль над компаниями не использующими выделенные бланки разрешений (ИБР), предусмотреть порядок их возврата в электронном формате.
Также они просят предоставить льготные условия для таможенной очистки и лизинга новых автотранспортных средств, покупаемых казахстанскими автопредприятиями.
Кроме того, необходимо провести двухсторонние переговоры со странами Евросоюза и добиться увеличения квоты на обьем перевозок, в том числе увеличить квоту на трехсторонние бланки разрешений.