поиск
×
Аналитика

Намерена ли Россия национализировать КТК

Частые перебои на нефтепроводе вызывают вопросы к российской обслуживающей компании. 

Динара Куатова
23 августа 2022 года в 17:09

Намерена ли Россия национализировать КТК
Фото: kaztag.kz

Вероятность выхода из Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) международных транснациональных компаний мала, считает автор Telegram-канала Energy Analitics, инженер-нефтяник, MBA в области управления нефтью и газом Абзал Нарымбетов, передает golos-naroda.kz. Однако участившиеся аварии и инциденты, из-за которых отгрузка в порту Новороссийска останавливалась, вызывают вопросы, отмечает эксперт.

«Трубопровод работает с 2001 года. За 20 лет в течение года больше двух прорывов на КТК никогда не было. В этом году четвертая остановка. Это вызывает вопросы. Но  нефтепровод находится под управлением сервисной компании «Транснефть-Сервис» (дочерняя структура российского ПАО «Транснефть»). На КТК никого не допустят к мониторингу. Доказательств того, что это со стороны России политическое давление, нет. Это сложно доказать», - сказал Абзал Нарымбетов.

Стоит отметить, заявления о необходимости национализировать КТК в российском информационном пространстве начались в минувшем апреле. Так, на российском Telegram-канале «Незыгарь» выразили беспокойство, что казахстанская нефть, перекачиваемая по Каспийскому трубопроводу, поступает на завод АО «КазМунайГаз» в Румынию. Часть этой нефти направляется в Украину.     

Аналитик Абзал Нарымбетов, комментируя данный вопрос, отметил, что разговоры в соседнем северном государстве о национализации трубопровода поднимались еще в 2006 году. И на тот момент, и на сегодняшний он остается единственным нефтепроводом в РФ, в котором ПАО «Транснефть» не владеет мажоритарной долей.  

                                              Источник: Каспийский Трубопроводный Консорциум 

Сегодня в состав акционеров консорциума входят:

  • Российская Федерация (Д.У. ПАО «Транснефть») – 24%
  • АО Национальная компания «КазМунайГаз» – 19%
  • Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани – 15%
  • ЛУКОЙЛ ИНТЕРНЕШНЛ ГмбХ – 12,5%
  • Мобил Каспийская трубопроводная компания – 7,5%
  • Роснефть-Шелл Каспиэн Венчурс Лимитед – 7,5%
  • КТК Компани – 7%
  • БГ Оверсиз Холдингс Лтд – 2%
  • Эни Интернэшнл Н.А Н.В. С.ар.л. – 2%
  • КОО Казахстан Пайплайн Венчурс – 1,75%
  • Орикс Каспиан Пайплайн Лтд – 1,75%.

Российская национализация нефтепровода возможна только в том случае, отмечает эксперт, если международные ТНК выйдут из альянса. При таком развитии ситуации Казахстан может стать претендентом на получение доли выбывающей компании, но не факт, что она отойдет РК. Пример с выходом из консорциума Омана в 2008 году очень показателен, отмечает Абзал Нарымбетов. 

«КТК был основан тремя акционерами-государствами – Россия, Казахстан и Оман. Оман владел 7%-ой долей. Когда он выходил из состава КТК, то по договору должны были разделить между Россией и Казахстаном поровну пакет – по 3,5%, либо 4% на 3%, но почему-то получилось, что РФ забрала все 7%. Такая же ситуация может произойти, если один из акционеров решится уйти. В таком случае у России более 50% акций будет. Если международные компании выйдут, то, это на руку российской стороне», –  отмечает аналитик.

Международные компании вряд ли уйдут из КТК, считает он. Через порт в Новороссийске по нефтепроводу транспортируется ¼ запасов Chevron сорта CPC Blend, который генерируется из таких месторождений, как Кашаган, Карачаганак, Тенгиз. Если отправлять углеводороды через альтернативные маршруты, то придется смешивать ее с другими сортами и делать дисконт.  

«Например, по «Атырау-Самара» если направят нефть с КТК, то, во-первых, нефть будет продаваться с дисконтом, потому что она будет смешиваться с нефтью марки Urals. Это будет дешевле на 30%. Зачем акционерам терять в цене? Вторым направлением может стать порт в Актау. Однако его пропускная способность –  5 млн тонн. Мощность КТК в десять раз выше – 50 млн тонн через КТК можно отправить. То есть в 10 раз может уменьшиться объем поставок», - отмечает Абзал Нарымбетов.

Напомним, ранее сообщалось, что частые аварии на КТК стали результатом того, что в обслуживание трубопровод было отдано «Транснефть-Сервис». Эту компанию пролоббировало ПАО «Транснефть».

Новости партнеров

Вам будет интересно