поиск
×
Аналитика

В Казахстане серьезные системные проблемы по продбезопасности

Исламская организация по продовольственной безопасности: число голодающих растет

Ботагоз Искакова
23 августа 2022 года в 15:23

В Казахстане серьезные системные проблемы по продбезопасности
Фото: bygeo.ru

Исламская организация по продовольственной безопасности (ИОПБ, Islamic Organization for Food Security) подготовила данные на тему продовольственной безопасности в Казахстане и в мире в целом, передает golos-naroda.kz.

Эксперты ссылаются на данные ООН, согласно которым число людей, страдающих от голода во всем мире, в 2021 году достигло 828 миллионов человек. Их количество возросло на 46 миллионов с 2020, и на 150 миллионов с 2019 года.

Наряду с этим в 2021 году почти 924 миллиона человек столкнулись с острой нехваткой продовольствия, что на 207 миллионов больше, чем за два года.

Отчет ООН 2022 года содержит новые доказательства того, что мир все дальше отдаляется от своей цели по ликвидации голода, отсутствия продовольственной безопасности и недоедания во всех его формах к 2030 году.

«Вторичные последствия COVID-19, изменения климата и конфликты сильнее всего сказывается на самых бедных странах мира, которые уязвимы перед угрозой дефицита продовольствия. Данный вызов может затормозить рост целых поколений. По оценкам FAO (Food and Agriculture Organization – организация ООН по борьбе с голодом), война в Украине усугубила и без того сложную ситуацию и может привести к увеличению числа хронически недоедающих в 2022 году на 13 миллионов человек, а в 2023 году — на 17 миллионов, что предупреждает о том, что 2023 может обернуться продовольственной катастрофой», - говорится в статье ИОПБ.

Эксперты указывают, что в Казахстане вопросы продовольственной безопасности регулируются только Законом РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» от 8 июля 2005 года №66.

Также принят «Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021-2025 годы» №732, утвержденный постановлением правительства 12 октября 2021 года.

«При этом, указанный Закон и Национальный проект, в основном, затрагивают вопросы развития только сельского хозяйства и увеличения объемов агропроизводства, но не включают все рассмотренные вопросы обеспечения комплексной продовольственной безопасности, такие как: анализ продовольственной безопасности, ценообразование, долгосрочное обеспечение населения продовольствием для полноценного питания и здорового образа жизни, своевременное выявление, оценка, прогнозирование и упреждение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, достижение высокого уровня физической и экономической доступности безопасных и качественных пищевых продуктов, формирование культуры питания населения, внедрение наилучших практик в области развития системы продовольственной безопасности на институциональном уровне», - утверждают эксперты Исламской организации.

По их мнению, в Казахстане до сих пор отсутствует внутриправительственный орган, который целенаправленно координирует все вопросы продовольственной безопасности. Тогда как в ведущих странах мира, в странах СНГ и Центральной Азии уже имеются национальные комиссии и комитеты по продовольственной безопасности.

При рассмотрении проблем продовольственной безопасности также необходимо учесть и растущую международную конкуренцию за влияние на рынки продовольствия между ведущими мировыми ТНК в лице американо-европейских консорциумов и глобальными амбициями наших крупных соседей и некоторых азиатских стран.

«К примеру, бизнес-модели таких крупнейших международных игроков, как ABCD компаний, включают в себя участие в производстве основных продовольственных товаров, установке закупочных цен (особенно при закупках у фермеров), выстраивание горизонтальной и вертикальной рыночной власти, вовлечение в торговлю сырьевыми товарами в больших объемах, концентрирование усилий не на конечных товарах, а на сырье, которое уже затем используют другие компании, обладание глобальными системами хранения и доставки продовольствия, активное  использование практик слияний и поглощений, владение землей для производства продукции, либо же использование других моделей доступа к сельскохозяйственным землям, например, владение землей через финансовые дочерние компании, широкое использование методов риск-менеджмента и инвестиций, лоббирование интересов с целью оказания влияния на регулирование агропромышленной индустрии. В настоящее время мы все наблюдаем серьезные системные проблемы в области обеспечения комплексной продовольственной безопасности в Казахстане», - считают эксперты ИОПБ.

Так, например, во время пандемии коронавируса были приняты решения по ограничению на экспорт определенных овощей из страны. Тогда были возмущения фермеров о возможных потерях до 25 млрд тенге из-за запрета на экспорт картофеля. Фермеры стояли перед большим риском того, что запасы могли испортиться в больших объемах, принеся им колоссальные убытки. Надо отметить, что любые ограничения на экспорт сельхозпродукции несут больше краткосрочный эффект по снижению цен, однако, создают условия для их резкого скачка в будущем.

Другой пример случился в 2021 году, когда из-за сильной засухи и неэффективной координации ведомств и прогнозирования погодных условий произошел массовый падеж поголовья скота и птицы. Фермеры, потерявшие скот, призывали правительство объявить режим чрезвычайной ситуации и оказать реальную помощь пострадавшим.

«В нынешнем 2022 году заместителям акимов областей были сделаны выговоры и угрожали увольнением за рост цен на продукты питания в регионах страны. За последние месяцы наблюдается социальная напряженность из-за дефицита сахара, перебои с поставками которого в Казахстане начались практически сразу же после вступления в силу временного (до 31 августа) запрета на экспорт этого товара из России, тем самым высветив системные пробелы, в целом, в области продбезопасности страны. За отсутствие прогнозирования и сбои в поставках также были сделаны выговоры ряду высокопоставленных чиновников», - напомнили эксперты.

Проблемы с ростом цен на продукты питания выходят за рамки компетенции министерства сельского хозяйства и акиматов на местах, так как цены на продукты питания, и в целом вся конъюнктура ценообразования формируются и устанавливаются под влиянием ряда ключевых факторов, как собственное производство, уровень внешней торговли и внутренней логистики, другие социальные, экономические и политические аспекты. Также на фоне пандемии или политических конфликтов изменения на мировом и региональных рынках сельхозпродукции оказывают влияние на ценовую конъюнктуру внутри страны, что оказывает давление на общественные настроения в случае с резким ростом цен.

«В этой связи, для прогнозирования и моделирования в обеспечении национальной продовольственной безопасностью и системного управлении агропромышленным сектором, имеется особая необходимость проведения системных и комплексных мероприятий по мониторингу внешних и внутренних агропродовольственных рынков и трендов их развития в рамках создания национального межведомственного органа, который будет формировать и осуществлять государственную политику в области продовольственной безопасности и взаимодействие со всеми заинтересованными участниками указанных процессов. В настоящее время острота указанного вопроса возросла многократно. В нынешней ситуации необходимо предпринять срочные и целенаправленные действия», - считают аналитики ИОПБ.

В целях координации комплекса аспектов стратегического и оперативного характера необходимо рассмотреть вопрос создания специального рабочего органа при правительстве РК или любого другого отдельного органа, деятельность которого будет сфокусирована на межведомственной координации вопросов, формирование стратегии и срочных мер по вопросам системной продовольственной безопасности.

«В 2020 году Исламская организация по продовольственной безопасности впервые официально подняла данный вопрос на уровень соответствующего министерства. Было предложено сформировать межведомственную комиссию по продбезопасности (с участием ведущих международных экспертов ИОПБ и ФАО), однако, «а воз и ныне там», - подчеркнули эксперты ИОПБ.

Напомним, Казахстан является активным и ответственным членом Организации Исламского Сотрудничества, а также входит в десятку крупнейших экспортеров продовольственной пшеницы и муки, поставляя за рубеж до 7 млн тонн пшеницы.

С 8 по 9 сентября 2021 года в Нур-Султане прошла IV Генеральная Ассамблея ИОПБ. На данном мероприятии Казахстан стал председателем данной организации, приняв данный статус сроком на один год у Турецкой Республики.

По результатам IV Генеральной Ассамблеи были утверждены резолюции и стратегическое видение ИОПБ-2031, согласно которому планируется дальнейшее развитие и усиление пяти основных направлений: управление, реагирование на продовольственный кризис, наращивание потенциала, развитие индустрии и мобилизация ресурсов за счет реализации 16 программ.

Среди целей на ближайшие 10 лет – создание резервов продовольственной безопасности и программ по гуманитарной продовольственной помощи для поддержки стран ОИС в кризисных ситуациях, повышение конкурентоспособности агропродовольственной промышленности, содействие финансовому сотрудничеству для поддержки специальных проектов и инвестиций, передача технического опыта для развития потенциала стран-участниц. Передача опыта предполагает развитие био- и агротехнологий, воздействие на климат, развитие генных банков и экосистемы «халяльных» пищевых продуктов.

В мероприятии приняли участие более 150 участников из 36 стран ИОПБ и 56 стран ОИС.

Новости партнеров

Вам будет интересно