поиск
×
Экономика и Бизнес

Создан прецедент семейственности в банковском секторе Казахстана

Журналист обратился к председателю Национального банка.

Адильжан Шебердиев
22 августа 2022 года в 19:26

Создан прецедент семейственности в банковском секторе Казахстана
Фото: forte.kz

Журналист Валерий Самарец выступил с обращением в адрес председателя Национального банка Галымжана Пирматова. В нем он отмечает, что назначение одного из братьев главного банкира страны – Бекжана Пирматова – председателем правления «ForteBank» вызвало вполне закономерный негативный общественный резонанс в СМИ и социальных сетях, сообщает golos-naroda.kz.

«Как Вы знаете, государство сейчас намерено покончить с глубоко укоренившейся семейственностью в национальной экономике, ставшей нормой в старом Казахстане. На этом фоне назначение Бекжана Пирматова главой одного из ведущих банков второго уровня выглядит как явным вызовом нынешнему курсу государства, так и попыткой создания прецедента семейственности в банковском секторе Казахстана, ‒ ведь до сих пор близкие родственники действующих председателей Национального банка РК не назначались руководителями банков второго уровня», ‒ говорится в обращении.

В этой связи журналист попросил ответить на ряд вопросов. Один из них: обсуждался ли с Галымжаном Пирматовым вопрос о назначении его брата главой правления «ForteBank»?

«Кроме Бекжана, у Вас есть еще два брата – Рахымжан и Бауыржан, а также сестра Зауреш. Владеют ли они и их супруги, а также Ваши родители финансовыми организациями, либо занимают в них управленческие должности? Каков вообще круг Ваших аффилированных лиц, а также других родственников, и каким бизнесом они занимаются?» ‒ спрашивает журналист.

Между тем, Бекжан Пирматов заметил, что председатель Нацбанка не влияет на кадровые решения частных банков, так как с 2020 года регулированием и надзором банковского сектора, а также согласованием руководящих работников занимается Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков, напрямую подчиненное главе государства.

«Формально так оно и есть. Однако в реальности рыночные отношения Национального банка РК с банками второго уровня весьма обширны. Центральный банк в качестве последней инстанции предоставляет им займы в случае краткосрочного дефицита ликвидности, принимает от них средства на вклады, размещает среди них свои ценные бумаги (ноты) и так далее. Не раз в последние годы приходилось Национальному банку РК напрямую участвовать в поддержке банков второго уровня, выделяя для этого огромные средства.

Понятно, что акционеры «ForteBank», где до назначения Бекжана Пирматова часто менялись руководители, в случае ухудшения положения дел в этом банке наверняка потребуют от него обратиться лично к Вам для получения финансовой помощи от центрального банка. Есть ли в действующем законодательстве нормы, которые ограничивают полномочия руководства Национального банка РК в таких случаях?» ‒ интересуется Самарец.

Возникает вопрос, каким образом в системе Нацбанка контролируется аффилированность топ-менеджеров и их близких с банками второго уровня, другими финансовыми организациями, а также с другими сферами бизнеса?

Как справедливо указывает  журналист, деятельность Нацбанка оказывает большое влияние на финансовые результаты банков второго уровня, прибыль которых быстро растет в последние годы вопреки пандемии коронавируса и другим внешним шокам. Несомненно, что свою долю этого пирога получает и «ForteBank».

«К примеру, если на 1 июня прошлого года согласно данным оперативной сводной отчетности, публикуемой центральным банком, прибыль «ForteBank» составляла 23,4 млрд. тенге, тогда как в текущем году на эту же дату – 30,4 млрд тенге с увеличением почти на 30%», ‒ приводит статистику Валерий Самарец.

При этом, вопреки декларируемой политике инфляционного таргетирования и возложенной законом на Национальный банк РК задаче по обеспечению стабильности цен, всего лишь за шесть месяцев нахождения у руля Галымжана Пирматова годовая инфляция подпрыгнула с 8,5% в январе до 14,5% в июне. А официальный курс доллара вырос на 11,5% с уровня в 434,11 тенге.

Официальной позиции главы Нацбанка Галымжана Пирматова касательно этой ситуации пока нет.

Новости партнеров

Вам будет интересно