Накануне в мессенджерах развернулась широкая дискуссия об испорченном отдыхе колясочника Избасара Сулейменова.
Предыстория такова - житель Мартукского района Актюбинской области впервые приехал подлечить здоровье в Боровое по путевке, которая ему причиталась от государства, передает Кazakh24.info.
Еще весной при оформлении документов он договорился с отелем, что бесплатную путевку разделят с женой поровну, отдохнув вместо положенных 14 дней - 7.
Но преодолев долгий путь, на месте узнали, что делить отдых на двоих им никто не собирается, и вообще отель не для колясочников.
Конечно, на месте вышел конфликт, эмоции. Встал вопрос о проживании, супругам некуда было деваться. И уехать нельзя - билетов в продаже нет, а те что на руках - на 24 августа. Благо, выручили друзья, которые позвали их к себе в столицу. Пришлось выложить 20 тысяч на такси и уехать в город, оставив позади мечты о любовании боровской природы.
История никого не оставила равнодушным. В комментариях пользователи прошлись по здравнице, вспомнили про совковый сервис, возмутились такому отношению к людям. Были и те, кто предложил свою помощь - один из казахстанцев даже пригласил в свой гостевой дом на неделю.
Мы решили расспросить обе стороны и понять, что в этой ситуации не так, чтобы впредь таких инцидентов не было.
«Я в первый раз получил такую путевку, оформлялся в марте, – рассказывает Избасар Сулейменов – Созвонился с сотрудником санатория по имени Жанара. Она знала, что я инвалид. А сейчас она говорит, что не знала. В моих документах написано, что я инвалид первой группы. Кроме того, я сам говорил ей об этом. А вчера перед директором она уже отказалась от своих слов. По закону государство оплачивает 14 дней, я предварительно созвонился и спросил, делят ли они путевку на двоих, на 7 дней, как это делают в некоторых отелях. Надо же еще платить за сопровождающего, а у меня такой возможности нет. Она сказала, что да, можно. Это было еще в марте».
А по приезду их ждала другая картина. Отель отказался заселить, а позже, уже после скандала предложили вариант заселения с оплатой за супругу в 100 тысяч тенге.
«Они говорят, что в марте отменили деление 14 дней напополам. Я говорю, могли же предупредить, я тогда бы уже отказался. Есть же телефоны! Я приехал издалека, из поселка Актюбинской области. Ехал полтора суток на поезде. Сразу отворот-поворот дали. Если я бы знал, что нужна доплата или что колясочников не принимают, я бы не ехал. Они говорят, что на сайте у них все написано. Получается, они сами не знают, что у них на сайте», – возмущается мужчина.
Директор санатория «Щучинский» Бейсенбек Досжанов тоже прокомментировал ситуацию.
Он сразу же отметил, что их отель не приспособлен для колясочников, нет у них такой инфраструктуры. Со своей стороны он пошел навстречу, предложив им заселить в близлежащий отель «Алмаз», где есть соответствующие для инвалидов комнаты, с доплатой для супруги.
«Он был не один. Еще костанайский колясочник приехал, мы его разместили в том отеле. Они не заявляли, что колясочники. У нас по порталу везде идет «общее оздоровительное лечение». Это подразумевает то, что мы не берем инвалидов первой группы. Потому что у нас нет приспособленных комнат, ванных, ничего. Об этом знают все инвалиды. Это единственные 2 случая», – сказал Досжанов.
По его словам, супруги отказались от переселения. Также он указал, что при прикреплении к порталу, на котором оформляются путевки, есть уведомление, что пациент ознакомлен, что сопровождающий должен платить за свое проживание.
Кроме того, приезд двух человек вместо одного может привести к нехватке мест для тех, кто ранее бронировал номера.
Между строк он перечислил те отели в Боровом, которые работают с колясочниками - «Алмаз» и «Береке».
«Вы поймите, если вдруг с ним что-нибудь случится, я же не отделаюсь. У меня же здание не приспособлено для колясочников, а потом скажут: «А почему приняли?! Я действовал на основании закона и чисто по-человечески пытался помочь», – добавляет директор.
Советник акима Актюбинской области по делам инвалидов Куралай Байменова знакома с этой ситуацией. Говорила она и с директором санатория, и с Избасаром. Сама она уже 33 года передвигается на коляске. И проблему видит в другой плоскости, а именно в несовершенстве законодательства. Об этом говорят уже не первый год.
«У нас есть индивидуальные помощники, им оплачивают услуги только в пределах региона. И еще у помощников нет отпусков. Следовательно, экономически и финансово они не защищены. Это раз. Второе, согласно закону о социальной защите инвалидов, нам санаторно-курортное лечение положено 1 раз в год. Это похвально и замечательно. Но системно не продуман вопрос с сопровождающим. Если я инвалид 1 группы и у меня есть индивидуальный помощник, я же с ним должна ехать, не так ли? Чтобы загрузить санаторий и заодно бы человек, который со мной 24 часа в сутки, отдохнул и набрался сил. Но по закону индивидуальному помощнику не оплачивается санаторий с лицом, за которым он ухаживает», – говорит она.
Куралай Байменова считает, что это проблемы закона.
«Я знаю, что Избасар приехал с супругой на основании устной договоренности - поделить путевку на 7 дней. Но согласно договору оферты, путевка неделимая. И мы разъяснительную работу по этому поводу проводим. Директор выделил им комнату, однако сказал, что за проживание супруги нужно доплачивать. Естественно, не у каждого в кармане есть 100 тысяч тенге. Тут нет вины санатория, нет вины инвалида. Есть недоработки законодательства. Если бы был закон, он бы с супругой подлечился бы и уехал. Колясочник не может передвигаться один, он нуждается в помощи. А так обе стороны попали в такую ситуацию», – разъяснила она.
Советник акима отмечает, что такая история может повториться вновь, но уже с участием других людей.