поиск
×
Общество

Автобусные мучения Семея: город стал областным центром, а проблемы так и не решились

Горожане жалуются на график работы общественного транспорта и отсутствие единой системы оплаты. 

Наргиза Омарканова
17 августа 2022 года в 09:27

Автобусные мучения Семея: город стал областным центром, а проблемы так и не решились
фото автора

Четыре года назад аким ВКО Даниал Ахметов инициировал программу обновления городского транспорта в Семее. Акимат и бизнесмен Серикжан Айкельев в рамках ГЧП создали нового городского перевозчика ТОО «Semey Bus». В тот год были взяты в лизинг автобусы местной сборки и внедрено электронное билетирование. Областной маслихат признал все маршруты ТОО «Semey Bus» социально значимыми, а потому подлежащими субсидированию. Так, акиматы ВКО и Семея обещали частнику своевременную выплату субсидий, однако дело, что называется, «не пошло». Подробнее в материале корреспондента  golos-naroda.kz.

В пандемийный 2020 год автопарк практически остался без существенного дохода, руководство парка погрязло в долгах, сами автобусы также выходили из строя, водители отказывались выходить на линию из-за отсутствия заработной платы. График движения автобусов сбился, горожане резонно возмущались работой автопарка. Руководство ТОО стало запрашивать обещанные субсидии, однако в ответ получило от властей лишь обвинения в «неэффективном менеджменте» и якобы необоснованном завышении сумм субсидий. В ответ на обвинения руководство парка предоставило отчет с указанием всех показателей. В автопарке отмечали, что все предоставляемые данные прозрачны, ведь электронное билетеривание позволяет учесть каждого пассажира.

Позже акимат Семея принимает решение расторгнуть договор с «Semey Bus», Фонд развития промышленности объявляет дефолт по договору лизинга и изымает автобусы. В июле прошлого года «SemeyBus» прекратил существование по причине финансовой несостоятельности и отсутствия поддержки органов власти.

Сегодня город обслуживают три автобусных парка, однако ситуация вокруг работы общественного транспорта в Семее остается нестабильной и сейчас.

Дело в том, что сегодня в городе не установлена единая система оплаты проезда в общественном транспорте. С января 2020 года в Семее внедрена электронная система билетирования, однако сегодня к ней подключены лишь несколько автобусов одного автопарка из трех, что не очень удобно для пассажиров. Ведь на одних автобусах приходится платить «наличкой», а на других – транспортной картой.

«Ввели электронное билетирование в городе, но получается, что не до конца. Очень неудобно, порой заходишь в автобус и не понимаешь карточку готовить или наличные. Бывает и такое, что налички под рукой нет, а в автобусе принимают только картой. Когда уже будет единая система оплаты? Все обещают решить вопрос, а толку? Уже который год я, например, трачу гораздо большую сумму за проезд. Раньше, до внедрения этого электронного билетирования могла просто отложить определенную сумму на месяц за проезд, а сейчас это сделать просто невозможно, потому что где-то оплата идет строго карточкой и если ее нет, то платишь 160 тенге, а где-то только наличкой по 80 тенге. Если бы везде тогда уж было электронное билетирование, было бы удобнее - просто туда скинуть определенную сумму и все: езди хоть по всем направлениям, но за одну цену. Полная неразбериха с автобусами, уже и не верится, что решится вопрос, все наши автобусы городские - одна большая проблема на колесах», - сетует семейчанка Елена Владимирова.

Зимой (еще до образования области Абай) представители городского отдела транспорта и автомобильных дорог сообщили, что в ближайшем будущем планируется сформировать единую систему оплаты – электронную. Однако, когда именно она будет внедрена – пока неизвестно. Сообщалось, что идут конкурсные процедуры.

«В городе у нас установлен тариф за проезд в размере 80 тенге. Согласно тарифу в тех автобусах, где установлено электронное билетирование, у пассажиров есть возможность оплатить проезд транспортной картой либо посредством QR-кода. Если же пассажир решает оплатить на этих автобусах наличным, тогда стоимость проезда составляет 160 тенге. Пока система электронного билетирования установлена лишь на автобусах «Таксопарка». Остальные два автопарка выиграли конкурс совсем недавно. Сейчас в рамках ГЧП идет конкурс, организатором которого является Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО по внедрению системы электронного билетирования. Буквально на днях были рассмотрены заявки. Комиссия рассматривает соответствие документам. После того, как будет определен победитель, будет установлено оборудование, произведут подключение. Единая система билетирования у нас, определенно, будет», – сообщила в феврале заведующая сектором пассажирского транспорта отдела ПТиАД г. Семей Назым Жанболатова.

С тех пор прошло около полугода, однако вопрос не решился. Впрочем, оплата – не единственное, на что жалуются семейчане. Особенно беспокоит горожан график работы общественного транспорта. По словам жителей, добраться домой вечером практически невозможно.

«В вечернее время после 19:00 жителям Семея сложно добраться домой. После 20:00 часов автобусов нет, сходят с линии. К примеру, вечером люди не смогли уехать с нового микрорайона Карагайлы, хотя стояли на остановке 45 минут. Три автобуса проехали, но пассажиров не взяли», - поделилась семейчанка Асель Тулегенкызы.

К слову, автобус под номером «четыре», которого так и не дождались пассажиры, принадлежит ТОО «Семавтопарк», который не так давно посетил аким области Абай Нурлан Уранхаев. Глава региона отчитал руководителей парка, отметив неудобный для жителей график движения автобусов.

«Из-за вас некоторые заведения закрываются раньше времени. И это не рестораны или что-то в этом роде, это детские и городские парки. Я ходил в парк, в 19.30 летом он закрыт. Я спросил почему - потому что люди не могут уехать», - сказал Нурлан Уранхаев.

В свою очередь директор ТОО «Семавтопарк» Григорий Пинчук отметил, что компания планирует решить эту проблему.

«Мы рассматриваем вопрос увеличения заработной платы сотрудников и количества автобусов в вечернее время», – сказал Григорий Пинчук.

Однако он не стал уточнять, когда вопрос будет решен, а зима уже близко. Горожане надеются, что владельцы автопарков и местные власти смогут до морозов решить многолетнюю проблему.

Новости партнеров

Вам будет интересно