Экономист Рахим Ошакбаев сравнил инвестиционную политику Национального фонда Казахстана и Суверенного фонда Норвегии.
Акции девяти тысяч компаний по всему миру, 1,3% всех акций, листингованных на всех фондовых биржах мира – это Суверенный фонд Норвегии. В нем накоплено более 1 трлн долларов.
В Казахстане Национальный фонд создан в 2001 году. В то время его называли «Нефтяной фонд будущих поколений». В 2020 году, согласно принятой тогда концепции, его объем должен был составить 180 млрд долларов, передает golos-naroda.kz.
Однако, как отмечает экономист Рахим Ошакбаев, начиная с 2014 года валютные активы Нацфонда сократились с 77 млрд долларов до 52 млрд долларов. Снижение на 25 млрд долларов связано с тем, что средства всенародной кубышки активно потребляются бюджетом через трансферты. Это с учетом поступлений от непрекращающегося потока налогов.
А вот с инвестиционным доходом все не так безоблачно. Нацбанк, управляющий активами Нацфонда, почти все его средства размещает на зарубежных рынках. 93% активов приходится на валютный портфель.
«До 2019 года действовало консервативное распределение активов Нацфонда – 80% облигации развитых стран и 20% акций. Такая стратегия привела к тому, что доходность по Нацфонду очень низкая. Средняя доходность активов за 2001-2018 годы составила около 3% годовых. В 2018 году инвестиционный доход вообще был отрицательным – (-) 2,64%», - отмечает Рахим Ошакбаев в посте на своей странице в Fаcebook.
При этом с 2019 года действует новая аллокация активов Нацфонда с распределением между облигациями (с долей 60%) и высокодоходными активами (40%). В 2019 и 2020 году инвестиционная доходность составила уже 7,4% и 7,6%.
«Публичная информация дает лишь минимальное представление об инвестиционной стратегии и структуре активов Нацфонда. Мы не видим в какие конкретно бумаги, в какие страны и компании размещены средства Нацфонда. Отсюда основной вывод - потрачено много, но непонятно на что, накоплено много, непонятно куда вложено», - считает Ошакбаев.
Между тем, средняя годовая доходность Нацфонда, по словам экономиста, до 2019 года составила около 3%. Для сравнения, доходность Государственного пенсионного фонда Норвегии с 1998 года превысила 6%.
«Норвежский пенсионный фонд традиционно считается эталоном суверенного фонда. На конец 2021 года стоимость его активов превысила 1,4 трлн долларов. Он также формируется за счет доходов от продажи нефти», - приводит он данные.
Экономист привел существенные различия в работе казахстанского и норвежского Нацфондов.
Во-первых, Норвежский фонд управляется институционально обособленной структурой Банка Норвегии (центрального банка страны) – Norges Bank Investment Management (NBIM). Представительства NBIM расположены в Осло, Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре и Шанхае. В организации работают 520 сотрудников из 33 стран мира.
В Казахстане Нацфонд управляется самим Нацбанком. Этим занимается Департамент монетарных операций, который также управляет золотовалютными резервами страны и активами ЕНПФ.
«Но фактически управление средствами Нацфонда передано внешним управляющим. Какие это компании и управляющие не раскрывается», - заявил Рахим Ошакбаев.
Во-вторых, Норвежский фонд реализует активную стратегию инвестирования. Его активы инвестированы в акции 9 тыс. компаний по всему миру. Недавно фонд приобрел 50%-ую долю в берлинском комплексе коммерческих и жилых зданий Sony Center.
«В то время как инвестиционная стратегия Нацбанка была сведена к формуле «купил бумагу – пошел пить чай – забыл, что и куда разместил». До 2019 года 80% активов Нацфонда были инвестированы в облигации с очень низкой доходностью. В акции инвестировалось всего 20%. Доходность соответствующая», - отмечает экономист.
В-третьих, с 2001 года в Норвегии действует фискальное правило, согласно которому в бюджет может перечисляться сумма нефтяных доходов, не превышающая ожидаемого дохода по инвестиционному портфелю GPFG. Изначально ожидаемый доход по портфелю фонда устанавливался исходя из уровня годовой рентабельности 4%, однако в 2017 году этот показатель был снижен до 3%.
«В Казахстане c 2014 года Нацфонд активно проедался с 2014 года. Концепция формирования и использования средств Нацфонда 2016 года предполагала снижение размера трансфертов из Нацфонда до 2 трлн тенге. Но эти параметры постоянно нарушались», - напоминает Ошакбаев.
В-четвертых, часть активов инвестируется внутри страны. Для этого создан специальный Правительственный пенсионный фонд – Норвегия. Он управляется компанией Folketrygdfondet, имеющей особый юридический статус и находящейся в подчинении Министерства финансов Норвегии. Folketrygdfondet является крупнейшим институциональным инвестором на Фондовой бирже Осло. Согласно действующим регуляторным нормам, 85% активов GPFN должны размещаться внутри Норвегии, а 15% – в граничащих с ней Швеции, Дании и Финляндии.
«В Казахстане активы Нацфонда размещались внутри страны только в «Самрук-Казына». С 2009 года по 2016 год «Самрук-Казына» продал Нацфонду облигации на 2,3 трлн тенге со ставкой 0,01%. Эти облигации до сих пор находятся на балансе Нацфонда. Погашение по ним начнется с 2026 года. Учитывая, что облигации в тенге и под нулевые проценты, эти вложениях имеют априори глубоко отрицательную доходность. Умышленный ущерб интересам народа Казахстана очевиден. Вопрос в другом — кто несет ответственность?», - задается вопросом Рахим Ошакбаев.