Генерал Ермекбаев о жамбылских событиях: я не вмешиваюсь в ход расследования

Экс-министр обороны подчеркнул, что как никто другой заинтересован в том, чтобы расследование было проведено качественно.

Ботагоз Искакова

На вопрос журналиста golos-naroda.kz, подведены ли итоги расследования и каковы его результаты, Нурлан Ермекбаев отметил, что он этого не знает.

«Это действительно очень тяжелое, болезненное происшествие для меня лично, для всех казахстанцев. После взрывов в Сарыкемере скоро будет уже год. Я не вмешиваюсь в ход расследования. Это кстати тоже одна их причин моей добровольной отставки. Я хотел, чтобы следствие было объективным, и меня потом не упрекали, что я пытался воздействовать на следствие. И я как никто другой заинтересован в том, чтобы расследование было проведено качественно, и чтобы истинные виновники этого были установлены», - отметил он.

По его словам, обычно в таких случаях всегда играет роль человеческий фактор: кто-то мог не досмотреть по технике безопасности. Возможно, кто-то бросил окурок, или не скосил подсохшую траву, а она загорелась.

«Причин может быть очень много. Может быть, это электропроводка замкнула. Но опять же, есть электротехники, есть пожарная инспекция, которая проверяет. Где-то кто-то что-то недосмотрел. Я заинтересован в том, чтобы расследование установило истинную причину произошедшего. В Арыси такое происшествие случилось через 9 месяцев после того как я был назначен министром, и мы после этого сделали все возможное, чтобы такого не повторилось. Я многими бессонными ночами думал, что я может быть сделал не так, что может быть недоделал как министр, который определяет стратегию развития Вооруженных сил. Не мог найти. Да, были какие-то, возможно, недостатки и в том же Сарыкемере, и в той же Арыси. Но это были недостатки, которые существовали годами, десятилетиями, и которые не приводили к таким последствиям. Наоборот, в Сарыкемере, например, мы сделали все возможное, чтобы, во-первых, этого не происходило. А во-вторых, если что-то такое произойдет – чтобы минимизировать последствия», - подчеркнул генерал-лейтенант.

Летом и в декабре 2020 года по поручению министра обороны из Сарыкемера было вывезено почти 600 тонн наиболее опасных, далеко разлетающихся, артиллерийских и противотанковых боеприпасов. Если бы этого не было сделано – последствия были бы намного хуже.

Какая-то часть инженерных боеприпасов была вывезена из Арыси, но не они послужили причиной пожара. 

«То, что где-то у кого-то в частном доме лежали якобы какие-то боеприпасы, вывезенные из Арыси – это опять же подтасовка и неправда. Во дворе какого-то частного предпринимателя лежали какие-то непригодные к использованию боеприпасы, которые год или два назад были комиссией признаны неиспользуемым военным имуществом и были официально, по акту, переданы министерству индустрии и инфраструктурного развития», - подчеркнул Нурлан Ермекбаев.

Мининдустрии проводило конкурс на реализацию этого неиспользуемого военного имущества, который выиграла частная компания из Жамбылской области. Она выкупила его на торгах, вывезла и разместила в каком-то дворе в Сарыкемере. К этому министерство обороны не имело никакого абсолютно отношения.

«Но что из этого раздували – вы это знаете. Точно так же было много другой лжи, инсинуации на эту тему. Но я хочу сказать, что при взрыве такой мощности ни один гражданский человек не погиб, даже ни один гражданский человек не был госпитализирован – были ранения у гражданских людей, которые жили рядом, но они получили амбулаторную помощь и были отправлены домой. Погибли в основном пожарные, несколько военнослужащих ВС РК, но те именно люди, которые непосредственно в очаге занимались тушением пожара», - отметил экс-министр обороны.

Реклама
Реклама
Новости партнеров