Получать страховые выплаты автовладельцам станет легче

Какие изменения ждут рынок.

Венера Калиева

Главой государства подписан закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстана по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности». В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка рассказали о том, какие нововведения планируется вести на рынке страхования, передает golos-naroda.kz.

Автострахование в один клик

Как отметил начальник управления развития страхового рынка Саги Ажибек, продолжится цифровизация страховой отрасли. В повестке стоит вопрос обеспечение возможности для населения получать полный спектр страховых услуг в режиме онлайн без посещения офисов страховых организаций.

«Уже сегодня мы можем дистанционно практически в один клик заключать договора автострахования. Нам не нужно заполнять данные по автовладельцу и автомобилю, которые Единая страховая база данных может получить путем интеграции с государственными базами данных Министерства юстиции РК и Министерства внутренних дел РК. Это существенно сокращает объем заполняемой клиентом информации в договоре автострахования», – отметил Саги Ажибек.

К 2024 году полный цикл услуги по договорам обязательного автострахования планируется перевести в цифровой формат. В электронном виде можно будет заключать договоры и получать страховые выплаты. Причем все процедуры будут максимально простыми и транспарентными, отмечают в агентстве.

«При наступлении страхового случая клиент будет иметь возможность подать заявление для получения выплаты на сайте страховой компании без посещения офиса страховщика. Все этапы процесса урегулирования страхового случая, начиная с формирования пакета документов и заканчивая выплатой либо обжалованием решения страховщика, будут фиксироваться в Единой страховой базе данных», - сообщают в АРРФР.

Выплаты по Европротоколу

С 2024 года также планируется введение так называемого «Европротокола», упрощающего получение автовладельцами страховых выплат за ущерб, причиненный их транспортным средствам в результате незначительных дорожно-транспортных происшествий. Такой порядок позволит оформить документы на получение страховой выплаты с помощью мобильного приложения без участия полиции и обращения в суд в случае отсутствия вреда жизни и здоровью участников ДТП и при сумме ущерба, не превышающей 100 МРП.

В настоящее время в целях цифровизации всего процесса взаимодействия клиента и страховой организации проводится интеграция между информационными системами страховых организаций и государственных органов, дорабатывается функционал Единой страховой базы данных и разрабатывается мобильное приложение.

Расширение перечня классов страхования

Большой блок поправок в законе посвящён вопросам защиты прав потребителей страховых услуг.

«Важным для страхователей нововведением, на которое стоит обратить внимание, является расширение перечня классов страхования, покрываемых гарантией Фонда гарантирования страховых выплат. Гарантия Фонда будет распространяться на все обязательные и социально значимые классы страхования, включая совместные пенсионные аннуитеты и страхование жизни в рамках ГОНС. Если в настоящее время гарантия Фонда охватывает только 5 видов страхования, то после вступления Закона в силу количество гарантированных видов страхования увеличится до 10, то есть вдвое», – отмечает начальник управления.

Гарантия Фонда означает, что в случае ликвидации страховой организации по обязательствам перед ее клиентами будет отвечать Фонд. Аналогичные функции по банковским депозитам осуществляет Казахстанский фонд гарантирования депозитов.

Досудебное урегулирование разногласий

Намечено введение обязательного досудебного урегулирования страховым омбудсманом разногласий клиента со страховой организацией. Это означает, что до обращения клиента в суд с жалобой на действия страховщика, спор должен быть рассмотрен страховым омбудсманом. Услуги омбудсмана предоставляются на бесплатной основе для клиентов страховых компаний. Его решение будет обязательно к исполнению для страховщика.

Напомним, что физические лица и субъекты малого предпринимательства могут обращаться к страховому омбудсману для решения спора со страховой организацией по всем видам страхования, а иные юридические лица – только по классу обязательного автострахования. При этом сумма спора не должна превышать 10 000 МРП (30,63 млн. тенге – на 2022 год).

Сам институт страхового омбудсмана также претерпит существенные изменения ввиду усиления его роли и значимости в решении споров между сторонами договора страхования. В частности, расширится его офис, в структуре офиса появятся оценщики, юристы, технические специалисты, которые будут помогать омбудсману более качественно и быстро рассматривать споры.

Гибкие тарифы

Внимание в законе уделено вопросам страхования ответственности автовладельцев. В настоящее время полисы по нему выписываются с учетом страховых тарифов, законодательно установленных в 2007 году. С того времени они не менялись. При этом анализ убыточности по нему свидетельствует о том, что показатели аварийности и убыточности значительно разнятся по регионам Казахстана.

Закон устанавливает переход к системе гибкой тарификации, то есть тарифы будут ежегодно пересматриваться с учетом фактической убыточности регионов. Это приведет к тому, что в регионах, где наблюдается низкая убыточность, тарифы по обязательному автострахованию снизятся.

Реклама
Реклама
Новости партнеров