Спор возник из-за оплаты за техобслуживание трех судов перевозочной нацкомпании
«Казмортрансфлот» по итогам мирового соглашения в рамках арбитражного спора выплатил своему контрагенту BUE Kazakhstan Ltd за техобслуживание трех судов 5,7 млн долларов в 2021 году. Об этом говорится в консолидированной отчетности морского перевозчика за годовой период, сообщает golos-naroda.kz.
«В июне 2021 года компания подписала мировое соглашение с ТОО «BUE Kazakhstan Ltd.» со следующими условиями: в течение 21 дня с даты заключения мирового соглашения Компания выплатит ТОО «BUE Kazakhstan Ltd.» сумму в размере 5 761 082,88 долларов США», – говорится в документе.
Кроме этого, «Казмортрансфлот» обязался в течение трех недель после подписания мировой предоставить пострадавшему контрагенту оборудование и начать переговоры с «Тенгизшевройл» (ТШО) о выплате непогашенных сумм по Фазе-2 в размере почти 200 тыс. долларов с дальнейшим переводом денег BUE Kazakhstan Ltd. Очевидно, здесь идет речь о работах, выполненных в рамках проекта будущего расширения (ПБР) Тенгизского нефтегазового месторождения, в котором принимал участие морской перевозчик. В 2018-2021 годы «Казмортрансфлот» оказывал услуги по управлению транспортировкой строительных модулей для ТШО с помощью сданных в аренду барж.
В своем иске, поданном в сентябре 2020 года, BUE Kazakhstan требовал выплатить 10,5 млн долларов вместе с начисленной пеней за техобслуживание судов «Барыс», «Беркут» и «Сункар» или же 14,1 млн долларов, причитающиеся за весь начальный каспийский минимальный срок в отношении всех судов, либо ущерб за нарушение TMSA (Tanker Management And Self Assessment – стандарт по управлению безопасностью с точки зрения эксплуатации танкеров и самооценки компании).
К слову, это не первый арбитраж «Казмортрансфлот» за последние годы. В 2020 году арбитражный суд удовлетворил иск Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) к нацкомпании на сумму более 4,5 млн долларов по финансовой гарантии, которая была предоставлена перевозчиком в 2009 году аффилированному судоремонтному заводу Мангистауской области в конечном счете на 60% долга перед ЕБРР на 11,6 млн долларов.
Судя по отчетности, после окончания контракта по ПБР «Казмортрансфлот» с подачи международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) в 2020 году начал переоборудование судна «Барыс» под контейнеровоз, который с марта прошлого года работает на фидерной линии «Актау-Баку-Актау». Самоходная баржа «Сункар» сейчас проходит модернизацию для контейнерных перевозок по маршруту Баку−Туркменбаши−Баку в рамках сотрудничества с ООО «ADY Container». Ввиду отсутствия производственных планов перевозчик полностью обесценил балансовую стоимость судна «Беркут» на сумму 1,9 млрд тенге.
Кроме этих судов, у «Казмортрансфлот» есть еще четыре саморазгружающихся барж КМГ 105-10, нефтяные танкеры «Актау», «Алтай» и «Алатау», причем два последних класса афрамакс, буксиры «Эмба», «Талас», «Иргиз» и сухогрузы «Бекет-Ата» и «Туркестан».
«В мае 2021 года Группа передала буксиры «Эмба», «Талас» и «Иргиз» в операционную аренду ТОО СК «СпецМонтажСтрой». В 2018 году Группа передала в операционную аренду SOCAR LOGISTICS DMMC пять танкеров. В апреле 2020 года, в связи с продажей танкеров «Атырау», «Актобе» и «Орал», аренда была прекращена. Танкеры находились в аренде до марта 2021 года. По состоянию на 31 декабря 2021 года танкеры «Алматы» и «Астана» с марта 2021 года находятся в аренде Eurasian Trading and Shipping FZE, по которым аренда завершается в декабре 2022 года», – отмечается в отчетности.
В прошлом году «Казмортрансфлот» продал баржи КМГ-101, КМГ-102, КМГ-103, КМГ-104 компании «Каспий Ақ Желкен» за 198,9 млн тенге. Из-за простаивания сервисного флота, состоящего из барж КМГ 105-10, их балансовая стоимость была полностью обесценена в 2018 году, в 2021 году в компании не видели четких перспектив его эксплуатации. В 2021 году перевозчик получил сухогрузы «Бекет Ата» и «Туркестан» за счет аванса по соглашению с KTZ Express Shipping на 3 млрд тенге. В феврале прошлого года на «Туркестан» произошел пожар, из-за чего судно пришлось капитально ремонтировать за 961,7 млн тенге, частью покрытых страховкой.
Совокупные убытки группы в прошлом году превысили 7,4 млрд тенге при выручке в 43,8 млрд тенге и себестоимости оказанных услуг в 42,3 млрд тенге. Минусовая доходность сложилась в основном за счет общих и административных расходов на 5,2 млрд тенге и бухгалтерского убытка от обесценения на 4,5 млрд тенге.
«Выручка от транспортировки сырой нефти связана с оказанием морских транспортировочных услуг на Каспийском, Чёрном и Средиземном морях. Основными покупателями данной услуги в течение 2021 года являлись KMG Trading AG и Eurasian Trading and Shipping FZE», – уточняется в отчете.
Кроме того, «Казмортрансфлот» зарабатывал на транспортировке сухих грузов в контейнерах на фидерной линии на Каспии с участием KTZ Express и ООО «ADY Container Georgia».
Более 900 млн тенге в 2021 году перевозчик потратил на обслуживание займа перед «Казмунайгазом», у которого занял 93,2 млн долларов в 2013 году под 4,46% для покупки нефтеналивных танкеров «Алтай» и «Алатау».
«В марте 2018 года группа заключила дополнительные соглашения к кредитному соглашению, обуславливающие новый график погашения. Возврат основной суммы долга займа за танкер «Алтай» осуществляется двумя равными выплатами в размере 18.114 тысяч долларов США в марте и сентябре 2023 года, тогда как возврат основной суммы долга займа за танкер «Алатау» осуществляется шестьюдесятью равными ежемесячными платежами в сумме 506 тысяч долларов США, начиная с 25 октября 2018 года», – указывается в отчетности.
Напомним, из-за сложившейся геополитической ситуации и недавней аварии на трубопроводе КТК казахстанское правительство обратило внимание на необходимость увеличения использования транскаспийского маршрута для экспорта казахстанского сырья. Так, в министерстве инфраструктурного развития сообщили, что планируется строительство четырех паромов на Каспийском море, которые поспособствуют установлению благоприятного конкурентоспособного тарифа. Теоретически, в расширении этого маршрута большую роль мог бы сыграть «Казмортрансфлот», который совместно с ТШО и «КазТрансОйл» прорабатывает проект реконструкции нефтеналивных причалов №9 и 10, реализация которого позволит восстановить возможности порта Актау по перевалке нефти до показателя 12,5 млн тонн в год. Пока же, судя по сообщениям в СМИ, в перевозках через Каспий доминируют азербайджанские перевозчики.