поиск
×
Экономика и Бизнес

Как развить IT-индустрию в Казахстане

Многолетние попытки по созданию IT-индустрии ни к чему не привели.

Венера Калиева
07 августа 2022 года в 12:32

Как развить IT-индустрию в Казахстане
Фото: archidom.net

Для развития IT-отрасли нужно определить перспективные казахстанские компании, предоставить им преференции со встречными обязательствами по росту производительности и экспорту, считает генеральный директор ТОО Documentolog Байжан Канафин, передает golos-naroda.kz.

«В каждой отрасли, по моему мнению, нужно определить список IT-лидеров, внедрить критерии и требования по аудированию, раскрытию информации о собственниках. Нужно выбрать 10-15 компаний из разных IT-отраслей, дать преференции и поставить перед ними задачи. Во-первых, вырасти и идти на экспорт. Во-вторых, вкладываться в науку, помогать университетам. Все думают, что у нас наука выйдет через государственное финансирование, но такая наука не является прикладной. То есть в настоящий момент работы наших ученых мало коммерциализируются. Основная задача коммерциализации – работа с крупными производственными компаниями. Например, производственной компании что-то нужно, она обращается к группе ученых, которая работает над задачей и находит конкурентное преимущество», - пояснил свою позицию Байжан Канафин.

Казахстанскому правительству нужно принимать меры, чтобы IT-рынок стал полноценным, отмечает спикер.     

При этом, считает глава Documentolog, государство не должно заниматься бесплатной раздачей денег, потому как это задача и риски частных денег.

«Никто не хочет связываться с государственными деньгами. И у нас же была история с НАТР (АО «Национальное агентство по технологическому развитию». Сейчас реорганизовано в QazTech Ventures), когда выделялось финансирование. Эти все проекты пропали», - сказал собеседник golos-naroda.kz.

Байжан Канафин подчеркнул, что выжить стартапу в Казахстане крайне сложно, так как юрисдикция РК не рассчитана на это.

«Сейчас во многих странах начали активно поддерживать, лоббировать отечественные продукты. Раньше все стеснялись это делать, сегодня все начинают активно давать преференции своим компаниям. Это происходит в США. Южная Корея в 50-60-е годы была бедной страной, но ее правительство приняло решение о том, чтобы определенным крупным компаниям – Samsung, Kia – дать большие заказы государственные. Одновременно им были выставлены требования встречные – выйти на экспорт со своим продуктом. И результат этой политики нам всем известен: Samsung – одна из самых крупных компаний в мире, Корея – развитая страна. Это произошло и благодаря тому, что государство не попыталось стать акционером этих компаний. Они как были частными, так и остались»? – привел пример Байжан Канафин. 

Новости партнеров

Вам будет интересно