Профсоюз – дело добровольное: в Семее сотрудники «скорой» жалуются на запугивание

Вот уже больше года сотрудники станции скорой медицинской помощи Семея пытаются создать собственный профсоюз.

Kazakh24 Info

В Семее сотрудники станции скорой медицинской помощи больше года пытаются создать независимый профсоюз, который защищал бы права его членов и работал на деле, а не только «на бумаге». Дело в том, что большинство сотрудников «скорой» сегодня состоят в республиканском профсоюзе «Сенім». Что интересно, ни один из сотрудников, по их словам, не подавал заявки на вступление в него. Попали они туда, по их словам, как-то «по умолчанию», как только устроились в «скорую». И всё бы ничего, вот только большинство сотрудников задаются вопросом: а куда, собственно, уходят профсоюзные отчисления? Как уверяют сотрудники, профсоюз совсем не заинтересован в решении их проблем и не исполняет своих прямых обязанностей.

«Это просто какой-то «карманный» профсоюз, который работает больше на интересы руководства, а не на самих членов профсоюза. Повторюсь, мы не писали заявление на вступление в этот профсоюз, но при этом мы видели, что профсоюзные отчисления идут, а куда - непонятно. Мы спрашивали компетентные органы о том, куда уходят наши деньги? Нам ответили, что наши деньги ушли на благотворительность, на приобретение каких-то шести квартир. А кому? Мы даже этого не знаем», – говорит водитель бригады скорой помощи Лукман Урынбаев.

Последней каплей в чаше терпения сотрудников стало то, что весной прошлого года водителей «скорой» руководство пыталось отправить в отпуск без содержания на два месяца. Тогда недовольные сотрудники собрались у здания городской прокуратуры, чтобы зарегистрировать обращение, в котором просили проверить законность решения работодателя. При этом профсоюз, в котором на тот момент состояли сотрудники скорой, не проявил себя в этом вопросе никак. Ситуацию «вывезли» журналисты и общественники, создав общественный резонанс, который вынудил руководство станции отказаться от идеи с отпуском без содержания.

Вдохновившись первой победой и окончательно убедившись в том, что пользы от нынешнего профсоюза нет, работники скорой решили взять дело в свои руки. Сотрудники станции обратились за консультацией в Казахстанский отраслевый профессиональный союз работников здравоохранения и летом прошлого года решили выйти из «Сенім» и перейти в отраслевой профсоюз, который был бы заинтересован в защите их прав. Однако, руководство станции скорой помощи, по словам сотрудников, им это запрещает. Тех же, кто пытается перейти из «старого» профсоюза в «новый» запугивают увольнением.

«Летом прошлого года мы решили перевестись с профсоюза «Сенім». Когда мы обратились в КОПРЗ (Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников здравоохранения), в руководстве испугались, что многие последуют нашему примеру и уйдут. Многих начали отговаривать, запугивать. В итоге те, кто хотел присоединиться в наш профсоюз, свои заявления забрали. Если всего нас было 30 человек, то сейчас осталось десять», – сетует водитель Лукман Урынбаев.

По его словам, есть те, кто еще хочет вступить в новый профсоюз. Более 20 заявлений лежат у главврача, но он их не подписывает.

«Он говорит, что без его разрешения мы не имеем права создавать профсоюзы, хотя это четко указано во всех законах – мы не обязаны спрашивать разрешения у руководства, если хотим создать профсоюз. После того, как мы заговорили о своем профсоюзе, в «Сенім» начали людей задабривать, выдавать спортивную форму, выделять проценты на санаторно-курортное лечение. Раньше этого не было, профсоюз этот ничем не занимался, только на Новый год подарки выдавали. И только после того, как мы в прошлом году обратились к КОПРЗ, началось движение. При этом в наш профсоюз вступать другим сотрудникам запрещают», – рассказывает Урынбаев.

Сам главврач учреждения Владимир Ли не скрывает: новый профсоюз он действительно не признает и не считает легитимным, но на это у него есть свои причины.

«Мы запрашивали у КОПРЗ информацию по поводу законности существования организации и в целом о действиях профсоюзного комитета. Было два письменных запроса с просьбой предоставить нам устав, положение, информацию, на основе чего они работают, а также протокол избрания председателя. Но, поскольку данных документов нет, оценивать, насколько это юридически правильно, мы не можем», – говорит главврач станции скорой помощи.

Не отрицает он и наличие заявлений от сотрудников, которые сегодня лежат «в столе». Однако и этот факт Ли объясняет по-своему.

«У председателя этого профсоюза нет полномочий приносить сюда пачками заявления, которые написаны шаблонно, не собственноручно и подавать их на регистрацию, поскольку они не предоставили нам никаких документов. Если сравнивать с другими профсоюзами, то, несмотря на то, что у них так же есть председатели, заявления все же приносятся и пишутся собственноручно заявителем и это правильно, потому что администрации нужно идентифицировать человека. Заявления, которые нам поступают, в них они просят отчислять 1% от всех видов дохода нашей организации на счет профсоюзного комитета. Соответственно, здесь уже возникает экономический вопрос», – добавляет Владимир Ли.

Сомневается главврач станции и в подлинности поступивших заявлений. Ли утверждает, что некоторые сотрудники открещивались от поданных заявлений.

«Есть заявления, которые написаны на одну и ту же фамилию с разными подписями и датами разницей в несколько дней. То есть, возможно, люди забывают, что уже написали за этого человека заявление и пишут еще одно. На сегодня у нас имеется определенное количество объяснительных, где сотрудники пишут о том, что они не готовы переходить в какой бы то ни было профсоюзный комитет и, что их заставили обманным путем подписать заявление. Поэтому, чтобы не было экономического вреда сотруднику, мы как администрация обязаны идентифицировать личность того, кто пишет заявление. Чтобы исключить случаи экономического урона, приходится идентифицировать каждого сотрудника», – говорит главврач.

При этом свободу выбора профсоюза Владимир Ли признает. Однако считает обязательным провести встречу с представителями этого самого профсоюза. В противном случае, действия его членов руководство станции считает неправомерными. Вместе с тем, он считает, что вступление в новый профсоюз идет вне стен скорой помощи в нерабочее время, что также является неправильным.

«Мы должны понимать, каким образом мы должны с ними работать. С моей точки зрения профсоюзные движения - это всегда работа по защите прав сотрудников, но она начинается путем переговоров с администрацией по тем или иным вопросам. В данном случае мы ничего этого не увидели, никаких переговоров и собраний не происходит. Я думаю, что законы для всех одинаковы и для любого профсоюзного комитета существуют какие-то нормы. Есть вариант переговоров, обсуждений вопросов и совместной работы, а здесь всё однобоко, просто агрессия и вносится деструкция в нашу работу», – говорит главврач.

В случае если все требуемые документы КОПРЗ предоставит, главврач обещает провести общее собрание, где будут обозначены дальнейшие планы и нормы взаимодействия.

Что касается автоматического вступления сотрудников в профсоюз «Сенім», то и на эта у Владимира Ли есть свой ответ.

«Вступление в профсоюз «Сенім» несколько лет назад было решением коллектива. То есть прошло собрание, на котором коллектив проголосовал, и большинством голосов было принято решение перейти всем коллективом в этот профсоюз. По всей видимости, протокол собрания существует и он зарегистрирован. Поэтому все автоматически перешли в этот профсоюз. Это было общее собрание коллектива. Они могут свободно выйти из профсоюза при желании. Человек может не состоять ни в одном из профсоюзов. Например, у нас есть сотрудник, который полностью вышел из профсоюзного движения, потому что, по его словам, он не видит никакого толка от профсоюза «Сенім». После он перешёл в КОПРЗ, но и там ничего не увидел, поэтому просто вышел из профсоюзного движения в целом», – заключил Ли.

Сотрудники с такими утверждениями главврача не согласны и готовы отстаивать свою правду. Так или иначе, разрешить сложившуюся ситуацию может лишь встреча представителей профсоюза и руководства станции. А насколько эффективно она пройдет и действительно ли администрация учреждения готова пойти навстречу сотрудникам – покажет время.

Наргиза Омарканова

Реклама
Реклама
Новости партнеров