Рахим Ошакбаев о Нацфонде: есть огромный простор для журналистских и не только журналистских расследований

Директор Центра прикладных исследований «TALAP» призвал провести публичный критический анализ эффективности трат из Нацфонда за последнее десятилетие.

Болат Абилкасимов

Священной коровой Старого Казахстана назвал в своем посте в Facebook экономист, директор Центра прикладных исследований «TALAP» Рахим Ошакбаев вопросы эффективности использования Нацфонда, а также транспарентности и эффективности размещения его средств, передает golos-naroda.kz. По его словам, эти темы были табу в разговорах о бюджетной и фискальной политике – их категорически избегали всерьез обсуждать на официальных площадках.

«Помнится, в 2018 году на парламентских слушаниях от лица нашего Центра прикладных исследований TALAP я поднимал вопросы критического недофинансирования сферы дошкольного и школьного образования, дефицита средств на финансирование зарплаты педагогов в школах. Мы предлагали «Бюджетный маневр» - вместо финансирования банковского сектора из Нацфонда профинансировать повышение зарплаты учителям до уровня средней по стране. В ответ на этот слайд был гробовой игнор, и никто из госорганов или депутатов даже не взялся комментировать, что более 2 трлн тенге на «спасение» банков имеют гигантскую цену недофинансирования человеческого капитала», - написал экономист.

Рахим Ошакбаев выразил уверенность, что вопрос эффективности использования и размещения средств Нацфонда должен стать одним из фокусов публичной дискуссии

«Требуется публичный критический анализ эффективности трат за последнее десятилетие. Полное раскрытие информации о размещении и движениях средств. Парламентские слушания в прямом эфире», - призывает он.

Как считает экономист, вызывают сомнения два направления: финансирование двух пятилеток ГПФИИР и спасение банков.

В частности, на реализацию инвестиционных проектов за эти годы было потрачено из национальной «кубышки» около 7,8 трлн тенге при совокупной сумме трансфертов из Нацфонда за 2014–2021 годы 26,6 трлн тенге. То есть на ГПФИИР было потрачено около 30% от общего объема изъятий.

«Что было получен взамен? По данным МИИР РК, в рамках республиканской и региональной карт индустриального развития в 2014–2021 годах было реализовано в общей сложности 1 037 проектов и было создано 128 279 рабочих мест. На первый взгляд результаты выглядят довольно позитивно, однако Счетный комитет не так давно выразил скептическое отношение к бравурным отчетам министерства», - отмечает Ошакбаев.

Действительно, по итогам проверок Счетного комитета был сделан вывод, что отчетность существенно расходится с реальностью. К примеру, аудиторы доложились о том, что ряд проектов в Акмолинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областях оказались убыточными, а операционные показатели многих проектов регулярно снижаются из-за невостребованности производимой продукции.

Счетный комитет также выразил сомнение в эффективности мер государственной поддержки в целом. Причиной тому была, в том числе, некачественная проработка проектов еще на стадии планирования. Кроме того, отсутствуют четкие критерии и алгоритмы мониторинга проектов, в силу чего ведомство, ответственное за реализацию соответствующих государственных программ, имеет возможность делать отчеты, расходящиеся с действительностью.

Не менее возмутительная ситуация складывается вокруг расходования средств Нацфонда на «спасение» четырех проблемных банков второго уровня. Напомним, через докапитализацию Фонда проблемных кредитов в 2017 году в БВУ было залито около 2,1 трлн тенге.

«Кроме того, через «Самрук-Казына» выделялись значительные средства на первоначальном этапе. Здесь есть огромный океан для журналистских и не только журналистских расследований», - резюмировал Рахим Ошакбаев.

Реклама
Реклама
Новости партнеров