поиск
×
Экономика и Бизнес

КТЖ срочно погасил кредиты перед российскими банками

КТЖ срочно выплатил имевшиеся кредиты российским банкам ВТБ и Сберу, находящимся под санкциями после начала военной операции на Украине. Об этом говорится в неутвержденной консолидированной финансовой отчетности железнодорожной нацкомпании за прошлый год. Долг нацкомпании на конец 2021 года превышал 1,5 трлн тенге, сообщает golos-naroda.kz.

Данияр Сериков
03 мая 2022 года в 13:07

КТЖ срочно погасил кредиты перед российскими банками
Источник: tengrinews.kz

«Руководством группы принято решение о досрочном погашении основного долга по займам ПАО «Банк ВТБ» и ДБ АО «Сбербанк» в размере 19,4 млрд российских рублей и 5 млрд тенге, соответственно. 14-15 марта группа произвела досрочное погашение части основного долга в размере 9,98 млрд российских рублей (44,6 млрд тенге) и начисленного вознаграждения в размере 567,6 млн российских рублей (2,5 млрд тенге) по займу ПАО «Банк ВТБ», – указывается в отчетном документе.

Напомним, в 2014 году КТЖ привлекал долговое финансирование у Сбербанка для расширения порта Актау в северном направлении. Как известно, сейчас портовые мощности будут больше использоваться для диверсификации импортной и экспортной логистики в обход российской территории. На конец 2021 года у дочки KTZ Express имелось соглашение на оказание погрузочно-разгрузочных и складских услуг в будущем с аффилированным Актауским морским северным терминалом, Сбербанком и Inter Port Development PTE LTD, которое было заключено в декабре 2015 года. В его условиях содержится обязательство группы по приобретению минимальных объемов этих услуг на 10 лет и выплате существенных платежей за них. В группе считают, что дата начала периода оказания услуг еще не наступила, так как не было получено уведомление о дате начала коммерческой эксплуатации объекта и дате начала периода оказания услуг, к тому же стороны не организовали взаимодействие по исполнению обязательств в рамках соглашения.

Однако с учетом небольшой суммы выплаты Сберу, скорей всего, речь идет о кредите, организованном российским банком для дочки КТЖ «Кедентранссервис» на финансирование приобретения 300 вагонов-платформ на 7,8 млрд тенге. Заем был оформлен в июне 2020 года, всего было освоено 6,2 млрд тенге заемных средств, его процентная ставка составляла 12,75%. Ожидалось, что основной долг будет погашаться каждый квартал до 2027 года.

Кроме того, стоит вспомнить, что Сбербанк наряду с Банком развития Казахстана финансировал строительство Актюбинского рельсобалочного завода, где позже доля КТЖ была приватизирована. Гарантия нацкомпании по этому проекту на сумму 13,9 млрд тенге была предоставлена БРК, а не российскому банку.

Заем у ВТБ был привлечен лишь недавно – в декабре прошлого года. Он понадобился, чтобы погасить годовой кредит от Московского кредитного банка, на что КТЖ привлек 19,4 млрд рублей или 112,7 млрд тенге по формуле «ключевая ставка ЦБ РФ + 2,75%», основное тело займа предполагалось выплатить одним платежом в декабре 2024 года.

Можно предположить, что КТЖ удалось досрочно выплатить долги подсанкционным российским банкам за счет быстрых заимствований у материнской «Самрук-Казына» или же использования открытых кредитных линий в Ситибанке или Халыкбанке. К слову, на конец 2021 года, согласно отчетности, сумма займов с учетом начисленных процентов у казахстанской железнодорожной госкомпании набежала на 1,577 трлн тенге. При этом в конце марта задолженность КТЖ доходила до двух трлн тенге, говорил в интервью «Седьмому каналу» его зампред Канат Альмагамбетов. Очевидно, долг так резко увеличился из-за временного падения курса тенге после начала спецоперации на Украине.

Новости партнеров

Вам будет интересно