Минэнерго повысило тарифы 26 энергопроизводящих станций, и это только начало.
С первого июля текущего года истек мораторий на повышение стоимости коммунальных услуг, который был введен в январе. Монополисты ждали этой даты с нетерпением, ведь в этот же день министерство энергетики РК повысило тарифы 26 энергопроизводящих станций. И это только начало. По прогнозам энергетического ведомства, стоимость угля в 2022 году вырастет на треть. Все эти изменения уже сегодня повлияли на повышение тарифов на все остальные виды коммунальных услуг, хотя антимонопольное ведомство уверяет, что делает все возможное, чтобы население это не почувствовало. Подробнее об этом в интервью golos-naroda.kz рассказал председатель комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Асан Дарбаев.
- Асан Кобентаевич, мораторий коснулся в первую очередь 103 субъектов естественных монополий (СЕМ), на услуги которых в январе 2022 года ожидался рост тарифов. Эти тарифы на полгода были заморожены. Сейчас этот период остался позади. Как недавнее 10-12% удорожание стоимости электроэнергии отразится на тарифах на водоснабжение, водоотведение, тепло-, газо- и электроснабжение?
- Как уполномоченный орган по тарифному регулированию, мы постараемся, чтобы их влияние для населения было несущественным. Для населения мы не ожидаем существенного роста тарифов в целом ни по одной коммунальной услуге. На сегодня Нацбанк определил для нас текущий коридор в размере 8-10%. Я думаю, что корректировка по тарифам будет даже меньше этого коридора.
Какое-то изменение тарифов, скорее всего, будет неизбежно, но здесь мы как регулятор должны обеспечить баланс. С одной стороны, чтобы у СЕМ не было сбоев по поставке услуг, чтобы не допускать непредвиденных отключений и аварий, и чтобы с точки зрения износа и потерь динамика была положительной, проводились плановые работы, которые позволят все это минимизировать.
И с одной стороны, чтобы не было существенного повышения тарифов для населения, так как это социальный блок. Между этими двумя составляющими мы должны вырабатывать оптимальное решение.
Мы всегда в приоритете ставили социальный блок, потому что в первую очередь потребителями всех коммунальных услуг является население. Потребитель всегда прав с точки зрения рыночного механизма. И здесь, если посмотреть динамику последних 3-4 лет, тарифы для населения в регионах существенно не менялись.
СправочноИз ТОП-3 регионов Казахстана с самыми ДОРОГИМИ коммунальными услугами лидируют Карагандинская область (3 упоминания), город Шымкент (2) и Акмолинская область (2).
По одному упоминанию в Мангистауской, Северо-Казахстанской, Туркестанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Атырауской областях, городах Нур-Султан и Алматы.
Из топ-3 регионов Казахстана с самыми ДЕШЕВЫМИ коммунальными услугами лидируют Павлодарская (3 упоминания); Актюбинская, Атырауская области и город Алматы (по 2 упоминания).
По одному упоминанию в Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Туркестанской, Алматинской и Акмолинской областях.
- Во всех регионах Казахстана тарифы отличаются. С чем это связано?
- В электроэнергетике это зависит от источника электроэнергии. Как правило, она из северных регионов транспортируется в южные, и тариф зависит от расходов магистральных сетей. По газу – аналогичная ситуация, он транспортируется с запада на юг.
У каждого предприятия есть свой уровень проектной мощности, износа, потерь, свое штатное расписание. У каждого своя экономика и своя себестоимость. Плюс – очень сложно сравнивать тепло, выработанное на угле и на газе. На газе, скорее всего, будет немного дороже, потому что энергетический уголь достаточно недорогой.
В целом, стоимость электроэнергии складывается от оптовой цены товарного газа и стоимости энергетического угля. Эти две составляющие подлежат ценовому госрегулированию.
Раз энергопередающие станции увеличили свой тариф, то соответственно у энергоснабжающих организаций, которым с первого июля будут выставлять новые счета, есть все основания обращаться в наши территориальные департаменты для повышения тарифа.
И тогда в обязательном порядке предусматривается механизм публичных слушаний, куда официально приглашаются представители общественности региона, депутаты маслихатов, акиматов и непосредственно субъекты естественных монополий, которые должны обосновать корректировку тарифа, и здесь уже с учетом мнения общественности наш департамент анализирует затраты.
60-65% тарифа энергоснабжающих организаций зависит от стоимости электроэнергии. А остальные 40-35% тарифа уходит на передачу электроэнергии. Туда входят расходы KEGOC по магистральной энергосети, расходы региональных передающих организаций, снабженческая надбавка, расходы абонентского отдела и другие бытовые расходы.
Себестоимость газа на 70-80% складывается от оптовых цен. В конце мая Минэнерго их скорректировало, по каждому региону решение принималось индивидуально.
На западе и в южных регионах удорожание произошло где-то на 1 тенге за каждый кубометр. Если, допустим, абонент в летний период потребляет 10 кубов газа в месяц, то соответственно коммунальные платежи подорожают только на 10 тенге. Так что в принципе, я думаю, рост несущественный.
В тепле основной источник расходов – это энергоресурсы: уголь и газ. Причем уголь, как известно, есть двух видов, коммунально-бытовой и энергетический. Там и разные производители, и разная себестоимость, и разные объемы.
Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) в основном работают на энергетическом угле.
Сам уголь ценовому регулированию не подлежит, здесь применяется метод рыночного ценообразования, и возможно, будет корректировка его стоимости. На этом рынке больше игроков, развит механизм биржевой торговли углем, причем биржи позволяют обеспечить открытый и прозрачный механизм реализации.
В водоснабжении значительная часть расходов приходится на электроэнергию, потому что вы прекрасно знаете, вода сама не течет. Для того, чтобы ее поднимать, спускать, очищать, применяются насосы и оборудование, чтобы оказывать давление.
Удорожание электроэнергии, конечно, приведет к корректировке стоимости воды.
Здесь корректировка, скорее всего, будет несущественная по воде, мы резкого повышения не ожидаем. Плюс еще специфика воды в том, что у нее небольшая доля в коммунальных платежах.
- Какие именно услуги попадают под госрегулирование?
- К регулируемым сферам естественных монополий относится электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение.
На сегодня в Казахстане насчитывается 1250 субъектов естественных монополий (СЕМ), которые делятся на две категории: малой мощности и крупные субъекты.
Малые СЕМ регулируются в упрощенном порядке. У них есть право индексировать свою расходную часть на уровне инфляции без обращения в наш департамент. Они могут просто отправлять уведомление и сообщать, что они скорректировали свою расходную часть.
Более крупные субъекты находятся в областных центрах. У них применяется механизм пятилетнего предельного тарифа. То есть эти субъекты в обязательном порядке должны утверждать тарифную смету. Это такие операционные расходные части, как зарплата, аренда офиса и коммунальных платежей. И есть инвестиционная составляющая, которая полностью ориентирована на развитие и содержание инфраструктуры: сеть, оборудование, подстанции, насосы, котлы и различное оборудование.
У любого оборудования есть амортизационный период, и он позволяет сформировать средства, чтобы накопить на его обновление.
Каждый субъект отдельно утверждает инвестиционную программу по согласованию с уполномоченными и местными исполнительными органами. В последующем проводится контроль целевого использования средств.
Если выяснится, что он определенные мероприятия не выполнил, но при этом собрал доход с потребителей, это расценивается, во-первых, как нарушение законодательства с привлечением СЕМ к административной ответственности, и во-вторых, данный необоснованный сверхдоход подлежит изъятию за счет механизма временного компенсирующего тарифа (ВКТ).
В 2021 году монополисты потратили более 13 миллиардов тенге не по целевому назначению, а по оперативным данным первого полугодия 2022 года – 6,4 миллиарда тенге. Но это еще не окончательная цифра. В августе, скорее всего, будет обновленная цифра.
- Рост тарифов в первую очередь ударит по карману социально уязвимых слоев населения…..
- На них корректировка тарифов не повлияет, потому что любое изменение в сторону увеличения будет покрываться за счет средств акимата.
Дело в том, что в местных исполнительных органах акиматах есть механизм жилищной помощи. Там нет деления на категории населения, а идет только привязка к доходу. Допустим, если кто-то временно не работает, у него есть возможность показать, что доходность упала. Соответственно, он может претендовать на социальную поддержку.
В каждом регионе есть определенный порог коммунальных платежей, и разницу покрывают в рамках соцпомощи.
Также действует второй механизм – в рамках поручения главы государства мы скорректировали наши правила для потребителей товарного газа. Те, кто уже получил льготу по жилищной помощи, либо являются получателями адресной социальной помощи, будут получать газ по льготной стоимости.
P.S.:
В Западно-Казахстанской области с 1 по 22 июля 2022 года тарифы на водоотведение и водоснабжение выросли на 30,77% и 27,24%.
Тарифы по водоотведению повысились с 31,71 тенге на кубический метр на 1 июля – до 45,81 тенге на 22 июля, а по водоснабжению – с 32,85 до 45,15 тенге за кубический метр.
Причем данные как на 1, так и на 22 июля редакции предоставили в комитете по регулированию естественных монополий, но позже, увидев 30% рост, пресс-служба заявила, что данные по состоянию на 1 июля оказались ошибочными.
Между тем, ранее, в марте 2022 года, департаментом комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК по ЗКО (ДКРЕМ по ЗКО) эти “ошибочные” данные уже распространялись и размещались в региональной прессе.
Мы связались с жителями Уральска и выяснили, что ДКРЕМ по ЗКО указывал в марте более заниженные тарифы, а де-факто в квитанциях они оказались выше. В мае жители Уральска платили по тарифам 36,79 и 35,52 тенге за кубометр. (Подчеркнем, что в рамках моратория эти тарифы были едиными с декабря 2021 по 1 июля 2022 года).
И теперь региональный департамент настаивает на том, что 30-процентного роста стоимости тарифов нет, и на этот раз, играя цифрами, они настаивают на том, чтобы журналисты брали фактическую информацию из квитанций, отказываясь от своих официальных данных, которые они распространяли в марте.
Ниже публикуем их пояснение, надеясь на достоверность сведений, предоставленных антимонопольным органом по ЗКО.
Как пояснили golos-naroda.kz в ДКРЕМ по ЗКО, 7 апреля 2021 года были утверждены предельные тарифы для населения на подачу воды по распределительным сетям, отводу и отчистке сточных вод для ТОО «Батыс су арнасы» на 2021-2026 годы с вводом действия 1 июня 2021 года в следующих размерах без учета НДС:
по услугам водоснабжения – 44,05 тенге (на 2021 год); 45,82 тенге (2022).
по отводу и очистке сточных вод – 44,77 тенге (на 2021) и 46,57 тенге (2022).
Однако по результатам рассмотрения отчетов по исполнению утвержденных тарифных смет и инвестиционных программ ТОО «Батыс су арнасы» за 2020 год по услугам подачи воды по распределительным сетям выявлено неисполнение на сумму 293,6 млн тенге. А на услуги отвода воды и очистки сточных вод выявлено неисполнение 325,7 млн тенге.
Общая сумма необоснованного дохода превысила 619,3 млн тенге.
На основании этого ДКРЕМ по ЗКО утвердил временные компенсирующие тарифы (ВКТ) 15 июля 2021 года в следующих размерах без учета НДС:
по услугам водоснабжения с 1 августа по 31 декабря 2021 года для населения -32,85 тенге (снижение составило 11,2 тенге);
по услугам «отвод и очистка сточных вод» с 1 августа по 31 декабря для населения – 31,71 тенге (снижение составило 13,06 тенге).
В связи с увеличением стоимости электрической энергии, утверждаемой Минэнерго, ТОО «Батыс су арнасы» 25 ноября 2021 года подало заявку на утверждение тарифа и тарифной сметы по услугам водоснабжения и отводу и очистке сточных вод.
По результатам рассмотрения данной заявки 13 декабря 2021 года утверждены тарифы с вводом действия со 2 января 2022 года в следующих размерах без учета НДС:
по услугам водоснабжения для населения – 45,15 тенге, рост от ранее действующего тарифа 44,05 – 1,1 тенге;
по услугам канализации для населения – 45,81 тенге, рост от ранее действующего тарифа 44,77 – 1,04 тенге.
В связи с ведением моратория на повышение коммунальных тарифов для населения сроком на 180 дней данный тариф не был введен в действие.
То есть департаментом тарифы для населения оставлены на уровне декабрьских то есть на уровне ВКТ.
В связи с окончанием срока моратория с 1 июля 2022 года ТОО «Батыс су арнасы» действуют тарифы от 13 декабря 2021 года в следующих размерах без учета НДС:
по услугам водоснабжения – 45,15 тенге;
по услугам канализации – 45,81 тенге.
Но приказом департамента от 15 июля 2022 года для ТОО «Батыс су арнасы» утверждены временные компенсирующие тарифы с вводом в действие с 1 августа 2022 года за неисполнение утвержденных тарифных смет и инвестиционных программ на сумму 209 млн тенге:
по услугам водоснабжения с 1 августа по 31 декабря 2022 года – 37,17 тенге (снижение на 7,98 тенге);
по услугам водоотведения с 1 августа по 31 декабря 2022 года – 40,01 тенге, (снижение на 5,8 тенге).