Тема платных парковок давно стала притчей во языцех у казахстанских автовладельцев. Несмотря на периодическую критику в Казнете, сомнения в законности взимания оплаты, а также на финансовую непрозрачность компаний-операторов, количество платных парковок не только не сокращалось, а планомерно увеличивалось.
После громких арестов ответственных лиц алматинской компании A-Parking и последующей передачи оператора в госсобственность, дебаты вокруг деятельности парковок разгорелись с новой силой. Почему работа платных парковок до сих пор вызывает жаркие споры, есть ли возможность ограничить время их действия и насколько законно взимать деньги за пользование общественными территориями редакции golos-naroda.kz рассказал юрист Олег Чернов.
С тех пор как улицы казахстанских городов как грибы после дождя заполонили платные парковки, не утихают дискуссии о законности деятельности компаний-операторов. После недавних арестов первых руководителей алматинской компании-оператора платных парковок A-Parking, казахстанцы снова подняли вопрос взимания платы за парковку на общественных территориях либо как минимум ограничения взимания платы рабочими часами в будние дни.
Юрист Олег Чернов пояснил, что несмотря на множество споров и вопросов, выделение участков под парковки тротуарного типа предусмотрено земельным кодексом.
«Законом не запрещается передавать территорию в аренду для организации парковок тротуарного типа. То есть то, что мы имеем в крупных городах, в том числе в Алматы. Вопрос в другом, насколько легитимна эта парковка?», - поясняет эксперт.
Олег Чернов сообщает, что согласно принятым правилам, участок можно назвать парковкой только в том случае, когда она полностью отвечает требованиям закона.
«Есть соответствующие правила, которые менялись неоднократно, но они есть. Было постановление акимата об утверждении правил организации парковок тротуарного и площадочного типа. Эти правила есть. Но выполняются ли они? Впервые вопрос, что наши парковки не отвечают требованиям законодательства поднимали еще в 2016-2017 году», - рассказывает юрист.
Соответственно, компании не вправе взимать плату до тех пор, пока эти парковки не приведут в полное соответствие с законом.
«Чтобы привести в соответствие был достаточно непростой механизм, который отвечал бы также критериям справедливости для участников дорожного движения. Почему? К примеру, по принятым правилам, если я паркую машину, во-первых, я имею возможность и право, чтобы эти парковки были обеспечены камерами видеонаблюдения. Должны быть разметки. Я могу оплачивать как в паркомат, так и контролерам, которые обязательно должны быть. То есть водитель сам выбирает способ оплаты», - поясняет Олег Чернов.
По его словам, когда впервые поднимали эти вопросы, не у всех парковок даже были разметки.
«Парковки элементарно не отвечали всем требованиям. Хотя бы визуально определить, что это парковочное место, было невозможно. Это лишь малая часть нарушений. То есть, чтобы взимать за парковку деньги, должны соблюдаться элементарные правила. Элементарно, это разметка. Ее не было. Потом после шума в соцсетях стали везде делать разметки. Камеры до сих пор есть не везде. Это уже нарушение», - считает эксперт.
Олег Чернов рассказывает, что в первое время деятельности парковок были многочисленные грубейшие нарушения. Среди прочих – отсутствие разметок, когда водитель даже не определит, что заехал в зону платной парковки.
«Обязательно должна быть схема расположения этой парковки. Если нет разметок, нет никаких щитов, видеокамер, тогда и законность выписанных штрафов под большим вопросом. Акимат тогда не отреагировал на эти нарушения», - объясняет наш собеседник.
Кроме того, помимо перечисленных нарушений, отсутствия камер нет, разметок, контролеров, не везде выдержаны необходимые требования по дорожным расстояниям. Не на всех парковках, размещенных на дорожном полотне, не на всех улицах парковки можно размещать.
«Обязательнее требование по размещению парковок тротуарного типа - должны быть соблюдены расстояния. То есть, нельзя их размещать, если улицы узкие. Например, район базара Тастак, где разместили парковку. Там, во-первых, узкие улицы, и в некоторых местах даже нет тротуара. Совсем нет. А где люди должны ходить? Хорошо, если молодые люди быстро пробегут. А мамочки с детьми, старики, женщины с тяжелыми сумками? Вместо пешеходного тротуара у базара в Тастаке нарисовали полосочки и вот пожалуйста, это не тротуар теперь, а парковка. Люди возмущаются, им приходится ходить там, где стоят машины», - сообщает Олег Чернов.
По наблюдениям эксперта, перечень нарушений, несоответствий, жалоб населения в адрес этих компаний действительно большой. Помимо прочего, были случаи, что на водителей налагали штрафы, за то, что машины оставляли там, где и платных парковок вовсе и не было.
«Да, такие случаи были. Водителям выписывали штрафы. Контролеры якобы проезжали, фиксировали. А там вообще не их зона, они там участки не арендуют, но ездили фотографировали и штрафовали. То есть, необоснованно обогатились. А сколько людей оплатило эти штрафы?», - комментирует ситуацию юрист.
По мнению Олега Чернова, взимание платы за парковку не запрещено, другой вопрос, куда эти деньги уходят. К тому же средства в конечном итоге должны делиться пропорционально долям, потому как есть участие государства.
«Соответственно, сейчас зарегистрированы уголовные дела, значит, бюджет не дополучил. Подозреваю, что суммы баснословные там. Либо была растрата не по целевому назначению. Подробностей общественности пока не озвучили. Казахстанцы ждут, конечно», - подчеркивает эксперт.
Рассуждая о том, насколько обоснованные требования казахстанцев сократить время действия платных парковок, на основании того, что территория их размещения общественная, а как известно, автовладельцы оплачивают налоги, эксперт считает, что это возможно только после внесения соответствующих изменений в действующие правила.
«Действительно, вопросов много и необходимы изменения в правилах организации парковок тротуарного типа. Чтобы внести подобные изменения, решение должен принять аким города. Потому что правила организации платных парковок, этот документ считается правовым актом, которые люди должны соблюдать. Соответственно на уровне акима города должны быть внесены соответствующие изменения в правила. Люди давно требуют полной отмены парковок, поэтому думаю, пришло время принимать решение либо о полной отмене, либо о сокращении времени взимания оплаты», - заключает юрист Олег Чернов.