Внутренний рынок Казахстана полностью контролируется Россией – эксперт

В ЕАЭС две экономические «дубинки», Россельхознадзор и Роспотребнадзор, включаются в отношении как казахстанских, так и иностранных производителей

Ботагоз Искакова

Руководитель Центра политэкономических исследований Рахимбек Абдрахманов в интервью golos-naroda.kz поделился анализом, проведенным по итогам участия Казахстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Он сравнил ключевые показатели развития экономики страны за десять лет до создания Таможенного союза, с 2001 по 2010 годы, и за десять лет после создания ЕАЭС.

По его мнению, любой вопрос поставок товаров на внутренний рынок ЕАЭС полностью контролируется Россией.

В качестве примера он привел c закрытием в Казахстане завода по производству локомотивов пятого поколения серии Evolution.

Так, осенью 2006 года в ходе визита Президента РК в США между НК «Казакстан Темир Жолы» и General Electric (GE) было подписано соглашение о передаче нашей стране данной технологии. Тогда Казахстаном были закуплены десять локомотивов серии Evolution и комплектующие для сборки трехсот тепловозов, причем общая сумма заключенного контракта составила около миллиарда американских долларов.

В декабре 2009 года новое производство удалось запустить в Астане. В 2010 году на заводе «Локомотив Курастыру Зауыты», который является совместным предприятием КТЖ и GE, было собрано 30 машин. Завод ставил цель выйти на полную мощность – до 100 локомотивов в год.

«Я был сотрудником КТЖ. В бытность инвестиционным аналитиком этой компании мы вели данный проект. Он заявлялся как прорывной, на него тратились сотни миллионов долларов. Экономическую модель этого проекта мы составляли с тем расчетом, что большая часть тепловозов будет идти на российский рынок, потому что на тот момент российский тепловозный парк был изношен на 90%. Но Россия не купила ни одного тепловоза, ни одного! Они приводили разные формулировки и доводы, почему им эти тепловозы опасно покупать, там якобы война с Америкой. Экономическая модель проекта полетела, проект в убытках сегодня. В том числе потому, что наш партнер по ЕАЭС, используя различные нетарифные меры недопуска нашей продукции на рынок, так банкротит, или осложняет жизнь нашим товаропроизводителям», – подчеркнул Рахимбек Абдрахманов.

Реклама
Реклама
Новости партнеров