Из ЕАЭС надо выходить немедленно – эксперт

90% казахстанского экспорта в Россию составляет сырье.

Ботагоз Искакова

Руководитель Центра политэкономических исследований Рахимбек Абдрахманов в интервью golos-naroda.kz поделился анализом, проведенным по итогам участия Казахстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Он сравнил ключевые показатели развития экономики страны за десять лет до создания Таможенного союза, с 2001 по 2010 годы, и за десять лет после создания ЕАЭС.

По данным Центра политэкономических исследований, Казахстан экспортировал в Россию с 2001-2010 годы товаров на сумму 33,2 миллиарда долларов США, а с 2011-2021 годы – 71,1 миллиарда, рост – в 2,1 раза.

В свою очередь, импорт из России в Казахстан за десять лет до создания Таможенного союза составлял 71,6 миллиарда, а за десять лет после вступления в Евразийский экономический союз он достиг 150,3 миллиарда долларов США, рост – в 2,2 раза.

При этом, по мнению руководителя центра, Казахстан в основном экспортирует сырье, а Россия – продукцию с высокой добавленной стоимостью.

«Если вы посмотрите структуру товарооборота, я сейчас буду говорить грубыми цифрами, но мы поставляем на экспорт в Россию в основном сырье, и лишь 10% - это в той или иной степени готовая продукция. Так как Казахстан практически не выпускает ничего, кроме трансформаторов и медной проволоки. Автомобили не в счет, потому что комплекты, которые завозятся сюда, не могут называться полноценным производством. Но в нашу сторону идет 90% готовой продукции. Те же самые российские автомобили, и 10% сырья. Это как раз-таки классическая колониальная схема, примерно такая же структура торговли была между Британией и Индией», - считает Рахимбек Абдрахманов.

Технологической ренты никто не отменял, и результаты подобной торговой структуры хорошо видны на итогах 2021 года, когда Россия экспортировала в Казахстан продукцию на 17 млрд долларов США, а импортировала из Казахстана на 7 млрд долларов.

По мнению эксперта, разницу в 10 млрд долларов США можно расценивать как чистый валютный отток из Казахстана, и это без учета влияния ТС на технологические потери казахстанского бизнеса, его упущенные выгоды, потерю рынка и т.д.

«Представим, что «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК) перестал работать не месяц, а полгода – год, и что соответственно половины валютной выручки у страны больше нет. Долларов и евро на рынке и в правительственных резервах все меньше, девальвация сменяется галопирующей инфляцией. За тенге ЕС, КНР, США и даже РФ, ничего продавать не хотят и не могут. Поэтому платить долларами, которых у нас после длительного простоя КТК будет все меньше, за российский импорт, на который мы плотно «подсели», будет все труднее. А обходиться без импорта, особенно продовольственного, в ситуации, когда сами ничего не производим – мы не сможем», - отметил эксперт на своей страничке в Facebook.

В такой момент и встанет вопрос, что делать дальше. И тогда будут две основные опции: занимать большими объемами доллары и евро за рубежом, либо переходить на единую валюту в рамках ЕАЭС со всеми вытекающими для государственности последствиями.

«Причем в условиях, когда NPV, или эффективность страновой экономической модели, неизбежно стремится к нулю, реализация первого варианта будет лишь отсрочкой второго. Пока это только прогноз», - уточнил эксперт.

По его словам, северные области Казахстана уже сегодня находятся в критической зависимости от российской продукции. В 2021 году доля товаров из РФ в общем импорте РК составила порядка 50%.

«Вы, наверное, как журналист, помните бесконечные публикации ряда наших изданий о том, что где-то Зенченко выдавили с рынка, где-то «Кублей» не пустили, где-то поставщиков каких-то там специальных технологических шкафов для «Газпрома» тоже не пустили на рынок. Россия постоянно вытесняла наших товаропроизводителей со своего рынка», - подытожил он в интервью golos-naroda.kz.

Он подчеркнул, что за десять лет нахождения в ТС мы не получили ни одной серьезной технологии ни от России, ни от Беларуси, ни от любой другой страны.

90% из того, что потребляет Казахстан – импортное.

«То есть мы за счет нефти, газа и металлов получаем большой объем нефтедолларов, или валюты, а потом эту валюту благополучно спускаем на наш импорт. Такая экономическая модель нежизнеспособна. Она будет работать ровно до тех пор, пока нефть либо не обесценится, либо пока мы не исчерпаем наши месторождения. Сегодня казахстанский бюджет на 70-80% формируется за счет нефти. Что будем делать потом – я не знаю», - отметил эксперт.

Он отметил, что если Казахстан выйдет из ЕАЭС – транзит нефти через российскую территорию может прекратиться в тот же день. А КТК – это половина нашей валютной выручки.

«Мы и за год, при желании, сможем подключиться к «Баку-Тбилиси – Джейхан», и создать хорошую альтернативу. Если экономический анализ подтвердит, что мы можем выйти и на какое-то время у нас сработает подушка безопасности в лице Нацфонда, чтобы перекрывать кассовые разрывы – то выходить надо немедленно», - считает глава Центра политэкономических исследований.

По его словам, вопрос выхода из Таможенного союза является бесспорным.

«Любой здравомыслящий человек, если бы он десять лет терпел убытки от какого-нибудь магазина или завода, закрыл бы его. Мы должны зафиксировать убытки, остановиться на этом уровне, сказать «спасибо, ТС, за то, что вы нас научили. Мы на вас не заработали – но стали умнее». И теперь больше мы в такие макроэкономические авантюры лезть не будем, а это и есть макроэкономическая авантюра, по большому счету», - отметил Рахимбек Абдрахманов.

Сегодня у Казахстана все статьи проседают: и торговый баланс, и отток капитала в Россию идет больше, чем приток капитала в нашу страну.

«Кроме того, Россия наводнила нас своим рублем, банки запищали, депутаты наши проснулись, хотя об этом мы предупреждали два-три месяца назад, остановите поток российской валюты, перестаньте конвертировать тенге и доллары на рубли. Россиянам ничего не мешает сегодня напечатать там 10 триллионов рублей, которые нигде в мире не конвертируются, как северокорейские воны, привезти сюда, скупить наши доллары и увезти в Россию, а потом сидеть и на эти доллары купить технологии, которые у них сегодня выбывают», - резюмировал эксперт.

Реклама
Реклама
Новости партнеров