поиск
×
Казахстан

Коррупция в МВД: для эффективности нужна люстрация

10 необученных лучше, чем 20 обученных, но коррумпированных.

Ботагоз Искакова
27 июля 2022 года в 09:41

Коррупция в МВД: для эффективности нужна люстрация
Фото: www.newsru.com

Решительно победить коррупцию в правоохранительных органах Казахстана позволит только люстрация. Такое мнение в интервью golos-naroda.kz выразил руководитель Центра политэкономических исследований Рахимбек Абдрахманов.

«Мы некоторое время назад разговаривали с одним экспертом-политологом, и он у меня все спрашивал, а как это грузины реформировали МВД и судебную систему за 8 месяцев? Там, наверное, был какой-то бином Ньютона, или что-то необыкновенное? Ничего подобного. На практике они сделали это очень легко: пришел министр, который не брал взятки. Он сажал своих подчиненных, которые брали взятки, убрал тех людей, которые привыкли их брать. Люстрация произошла на 90%, набрали новую молодую команду, которая еще не работала даже в системе государственного управления, обучили их быстро. Нам в Казахстане нужно последовать этому примеру», - считает Рахимбек Абдрахманов.

На первых порах в Грузии пришлось ввести комендантский час, так как две недели страна жила без полиции, но анархии не было.  

«Потом пришли новые полицейские. Да, они учились какое-то время. Да, они не могли нормально вести следствие, но понимаете, грузины пришли к такому феномену, что молодой, некоррумпированный, готовый работать честно, с хорошей заработной платой и хорошим образованием и адекватный гораздо лучше, чем старый, прожженный, коррумпированный. Многие говорят об этой институциональной памяти, что мы не должны ее потерять. Мол, если провести люстрацию в таможне – таможни не будет, и начнется хаос, анархия на границе. Так у нас и так анархия на границе», - подчеркнул эксперт.

Центр политэкономических исследований провел исследование по Хоргосу, которое показало, что через китайскую границу товар на сумму около 6 миллиардов долларов США поставлялся контрабандой.

«Примерно на треть, или на половину от этой суммы контрабанда шла через Киргизию. Это тот же самый китайский реэкспорт. Хаос и так наблюдается в таможне. Когда мы говорим о люстрации – о том, чтобы распустить, набрать новых, переучить – мы же говорим о практике, мы же говорим не о каких-то космических вещах, которых еще нигде эмпирически не подтверждали. Мы говорим о том, что сделали грузины и в какой-то степени украинцы. Люстрация была и в Польше, и в Германии, и в Южной Корее. И шла примерно по одному и тому же принципу. 10 необученных лучше, чем 20 обученных, но коррумпированных. Потому что обучить можно, а коррупцию изжить очень сложно. А у тех людей, которые привыкли на коррупционной ренте сидеть всю жизнь – их практически невозможно избавить от этой бациллы», - поделился своим мнением Рахимбек Абдрахманов.

Он сообщил, что жил в Украине и Грузии, чтобы изучить опыт этих стран по борьбе с коррупцией.

«Я жил в Грузии около года и знакомился там с большим количеством реформаторов Михаила Саакашвили. И с Михаилом Саакашвили мы тоже знакомы, у нас было в прошлом году интервью. И когда я спрашивал, как вы построили такую эффективную экономическую модель, как в экономических рейтингах вы поднялись чуть ли не на первые строчки, за счет чего вы настолько улучшили ваш инвестиционный климат. И мне в основном говорили, то все это – благодаря в первую очередь реформам правоохранительной системы», - подытожил он.

По его словам, сегодня в Казахстане по коррумпированности МВД занимает лидирующие позиции. В Грузии сегодня даже после отставки Михаила Саакашвили начался небольшой откат реформ, но полицейские до сих пор не берут взятки, так как за это можно сразу попасть в места не столь отдаленные.

«В Казахстане экономика до сих пор не работает. У нас по-прежнему 90% валютных поступлений в страну – от сырьевого сектора. Где заявленная диверсификация? Где индустриально-инновационные прорывные проекты, о которых мы 20 лет говорили, но которых никто в глаза не видел? Потемкинские деревни мы помним: о заводе по производству планшетов в Мангистау, в Караганде был завод по производству легкомоторных самолетов, в Алматы собирали народные компьютеры. На что мы потратили 100 миллиардов долларов США? Я сейчас говорю про программу индустриально-инновационного развития», - резюмировал Рахимбек Абдрахманов.

Новости партнеров

Вам будет интересно