Пески наступают: несколько сел в Мангистау могут превратиться в пустыню

Песчаные барханы, которые когда-то находились в трехстах километрах от поселков, сейчас достигли селений. Под песками остались колодцы и подворья.

Роза Нургалиева

В Мангистауской области подвижные пески засыпали окраины сел Жарма, Сауыскан и Сазды. Местные жители остались с экопроблемой один на один,  передает golos-naroda.kz со ссылкой на Atameken Business.

Люди тратят сотни тысяч тенге из своего кармана на уборку последствий стихии. Но этого недостаточно, спустя буквально неделю дворы домов вновь засыпает. А между тем, госпроекты, направленные на решение ситуации, приостановлены.

Песчаные барханы, которые когда-то находились в трехстах километрах от поселков, сейчас достигли селений. Под песками остались колодцы и подворья.

Впервые движения барханов были замечены здесь после большой засухи в 1996 году. В поселке Жарма, в котором ранее насчитывалось более 200 домов, сейчас осталось всего 20 семей.

«Каждый раз назначенные акимы приезжают в наше село. Ногаев приезжал, обещал решить проблему еще в январе. Сейчас почти август. Ситуация не меняется. Государство, вроде, выделяет деньги, но мы остались без внимания», – говорит житель поселка Жарма Игелик Отесинов.

Жители самостоятельно высадили саксаулы, ограждая поселок от движущихся песков, но собственных сил, чтобы справиться с проблемой у них недостаточно.

«Регулярно нанимаем КамАЗы, чтобы очистить дворы, через неделю песок снова наступает. Почти каждый год перестраиваем сараи, постройки уходят под землю», – говорит житель Жарма Бахытжан Бимагамбетов.

Под песком остались колодцы и сараи. Коренные жители – потомственные животноводы, были вынуждены отказаться от хозяйств и переехать, так как в селе проблема с водой.

«Раньше в селе использовали подземные источники. Но сейчас эта вода настолько соленая, что ее не может употреблять даже скотина. На отчетных встречах обещают решить наши проблемы, но безрезультатно», ‒ говорит сельчанин.

В 2018 году специалисты мангистауского ботанического сада провели исследование зыбучих зон и рассчитали затраты. Разработали шестилетний план. На 134 гектарах должны были высадить саксаул, полынь и тамариск. Часть высадить успели, а два года назад госпроект приостановили.

«Общая сумма вышла на 422 млн тенге. В 2019 и 2020 годах подавали бюджетные заявки, но, к сожалению, нас не поддержали. В 2022 году нам выделили 68 млн тенге, мы объявили конкурс», – рассказал руководитель отдела управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Ербол Денов.

С начала года было объявлено четыре конкурса, но тендер так и не состоялся из-за отсутствия поставщиков. Выделенные 68 млн тенге не заинтересовали участников госзакупок, и конкурс признали несостоявшимся.

Реклама
Реклама
Новости партнеров