поиск
×
Аналитика

Названы ТОП 5 регионов Казахстана по незаконной добыче полезных ископаемых

По результатам космического мониторинга за семь лет в Казахстане выявлено 2339 мест незаконной разработки карьеров.

 

 

Ботагоз Искакова
17 июля 2022 года в 13:49

Названы ТОП 5 регионов Казахстана по незаконной добыче полезных ископаемых
Фото: inform.kz

В сфере недропользования очень сложно идет процесс принятия мер в отношении лиц, которые ведут нелегальную деятельность, сообщил golos-naroda.kz директор департамента пространственных данных АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» Оскен Тойшибеков.

По его словам, национальный космический центр занимается выявлением незаконной добычи в сфере недропользования и разработки карьеров вне лицензионных участков. Для этого департамент недропользования министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) предоставил центру базу лицензионных и контрактных территорий по разведке и добыче твердых полезных ископаемых (ТПИ), а комитет геологии министерства экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР) – аналогичную информацию по разведке и добыче общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ).

«У нас есть все координаты лицензионных и контрактных территорий. Любая добыча ископаемых вне этих участков говорит о нарушении. Мы их выявляли и направляли информацию по ним всем госорганам, к ведению которых это относится, но в сфере недропользования очень сложно идет процесс принятия мер в отношении нарушителей. Там очень много задействованных лиц: акимат, полиция, департамент недропользования, МИИР, МЭГПР. Во всей этой неразберихе непонятно, кто, что должен делать, и как считать ущерб. Все это не отработано, не принимают меры в отношении нарушителя для предотвращения таких случаев», - подчеркнул Оскен Тойшибеков.

По итогам 2020 года 68 недропользователей осуществляли свою деятельность без нарушений, площадь работ составила 484 гектара; 21 недропользователь выходил за пределы очерченных границ, площадь выхода за границу лицензированных территорий составила 145 гектаров. А 76 недропользователей ничего не делали на своих участках.

Для справки

Что такое 145 гектаров земли? На этой площади незаконных карьеров можно разместить 358 футбольных полей, если учесть, что одно футбольное поле в среднем занимает площадь в 0,405 гектара.

С результатами космического мониторинга мест незаконной добычи полезных ископаемых можно ознакомиться на геосервисе с открытым доступом. С 2015 года на него было загружено 137 сцен, которые в 2015 году охватывали площадь 11551 кв. км, в 2018 году – более 8611 кв км, за 2019 – 15192 кв.км, за 2020 год – 7673,7 кв км.

В топ-5 регионов, лидирующих по числу территорий, на которых незаконно добывались общераспространенные полезные ископаемые, относятся: Карагандинская область – 307 мест, Туркестанская – 284, Актюбинская – 278, Акмолинская – 270, Алматинская – 174. Для сравнения, внизу данного рейтинга оказались Северо-Казахстанская область – 41 место, города Алматы – 26 и Шымкент – 24.

Как сообщается на сайте национального космического центра, разработка нелегальных карьеров оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду: снимается плодородный слой почвы, нередко сносятся лесные насаждения, в карьерах после добычи песка и гравия периодически появляются нелегальные свалки мусора, нарушается гидрологический режим. Не меньше вреда и для экономики: недополученные налоги, разбитые дороги, некачественные строительные материалы.

Получение информации имеет сезонный характер, так как объекты недропользования, которые не находятся в состоянии активного освоения, зарастают травостоем и могут наполняться водой. На основании таких признаков и при наличии правильной геометрической формы карьеры приобретают большую степень сходства с искусственными прудами. Поэтому космические снимки делаются в период с мая по октябрь.

Банк данных минеральных ресурсов оказался лишь на бумаге

Между тем, напомним, что в Казахстане нет прозрачности в сфере недропользования, особенно с этой проблемой сталкиваются на первоначальном этапе, когда потенциальные инвесторы хотят ознакомиться с информацией по запасам нашей страны.

14 июля 2022 года на расширенном заседании правительства глава государства отметил, что правительство уже несколько лет обещает создать оцифрованный банк данных минеральных ресурсов с открытой геологической информацией. 

«Средства были выделены, но эта важнейшая задача до сих пор не исполнена и забалтывается под разными предлогами. В лучшем случае речь идет о непрофессионализме, в худшем – о преднамеренном саботаже. И то, и другое, предупреждаю, чревато серьезными последствиями для исполнителей, это касается прежде всего профильного министерства, но также и других министерств. Я объявляю министру выговор», - отметил президент Казахстана.

На следующий день после критики главы государства правительство провело отдельное заседание, посвященное «разбору полетов».

Даже то, что по вопросу недропользования в одном только правительстве обычно отчитываются три министерства (энергетики, экологии и индустрии), говорит о многом.

Но по отдельным вопросам министерств, курирующих этот блок, даже больше. К примеру, касательно банка данных минеральных ресурсов в первую очередь отчитался министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин.

«Что касается платформы KazNedra, то на текущий момент проведен реинжиниринг 48 бизнес-процессов и находится на стадии утверждения у отраслевых госорганов. Получив техническую реализацию в свои руки, ряд модулей, в том числе личный кабинет, интерактивная карта, заказ лицензий и т.д., услуги будут доступны до конца этого года. А база данных «Цифрового фонда недр» будет полностью реализована в первом полугодии 2023 года», - пообещал министр цифровизации.

Министр экологии Сериккали Брекешев сначала говорил о том, что и так всем известно: согласно Госпрограмме «Цифровой Казахстан», внедрение системы запуска Национального банка данных минеральных ресурсов было запланировано к декабрю 2019 года. Конкурс был проведен в 2019 году, победителем признан АО «Транстелеком». Но потом из-за длительных процедур по утверждению финансирования и определению поставщика срок реализации проекта был перенесен на июль 2021 года.

«В течение 2021 года неоднократно проводились тестирования работоспособности информсистемы, которые показали ее неготовность. По оценке независимого проектного офиса KPMG, проект реализован лишь на 60%», - продолжил Брекешев.

По его словам, бюджетные средства в размере 2,5 млрд тенге находятся на счетах комитета казначейства. В связи с невыполнением обязательств поставщиком оплата услуг не проводилась. Вместе с тем, пеня составляет 249 млн тенге.

«На заседании Нацкомиссии по модернизации экономики в марте этого года было поддержано предложение о дальнейшей реализации информсистемы в рамках единой платформы недропользования KazNedra. Платформа является межведомственной, участвуют госорганы, которые работают с недропользователями. Сейчас мы работу проводим с министерством цифровизации. До конца этого года будут в тестовом режиме функционировать такие компоненты платформы, как структура база данных, интерактивная карта, бизнес-процесс заявки на лицензию на разведку ТПИ. Министерство усилит работу по своевременному внедрению платформы», - подытожил министр экологии.

Сколько недропользователей в Казахстане

4 мая 2022 года вопросу недропользования было посвящено отдельное заседание правительства. По данным министерства экологии, геологии и природных ресурсов, государственным балансом полезных ископаемых учитываются более 8 тысяч месторождений, из которых: 317– нефтегазовых (нефть, газ, конденсат), 910 – ТПИ, более 3 тысяч ОПИ и около 4 тысяч месторождений подземных вод.

Как сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, в Казахстане в области недропользования по твердым полезным ископаемым действуют 499 контрактов и 1 738 лицензий. Министерство проводит ревизию всех месторождений, по состоянию на май было рассмотрено 202 контракта ТПИ, в итоге 52 контракта были расторгнуты и направлены 43 уведомления об устранении нарушений.  Прекращено действие 118 лицензий.

Министр энергетики Болат Акчулаков добавил, что в стране действует 281 контракт на недропользование по углеводородам, из которых 40 – на разведку, 135 – на разведку и добычу, 96 – на добычу и 10 – соглашений о разделе продукции.

Новости партнеров

Вам будет интересно