Сегодня местные дороги полностью во власти акиматов, что создает коррупционные риски.
Дороги местного и областного значения не всегда проходят ведомственную экспертизу. Акиматы местных исполнительных органов сами разрабатывают проект строительства дорог, сами его разыгрывают и принимают, что создает конфликт интересов. Об этом порталу golos-naroda.kz сообщил директор департамента качества Национальный центр качества дорожных активов (НЦКДА) Дархан Сайлауов.
«В мажилисе в настоящее время находится законопроект, который должен быть рассмотрен до конца текущего года. Он направлен на повышение качества дорог и прохождение ведомственной экспертизы улиц городов, а также областной и районной сети. В настоящее время есть акиматы, которые не проходят ведомственную экспертизу. Местные исполнительные органы сами разрабатывают проект, сами его разыгрывают и принимают. Здесь есть коррупционные риски. После принятия данного законопроекта НЦКДА будет проводить ведомственную экспертизу всех проектов и проведет пересчет сметной цены», - отметил он.
В свою очередь, главный эксперт управления науки и качества комитета автомобильных дорог МИИР РК Азамат Сагадиев пояснил, что профильное министерство курирует только республиканские дороги, а дороги местной сети пока полностью отданы на откуп акиматам.
«Сейчас мы сталкиваемся с тем, что не все акиматы заключают договора с НЦКДА на проведение экспертизы качества, это платная услуга. К примеру, ведутся строительные или ремонтные работы, но центр качества о них не знает. Поэтому они не могут поехать и взять пробу для проведения экспертизы. Эту пробу они могут брать только на этапе строительства, ремонта и на гарантийных участках. После введения дороги в эксплуатацию проверяют в основном только на модуль упругости. Есть закон, в котором написано, что после введения в эксплуатацию брать пробы нежелательно, так как они портят дорогу», - пояснил Азамат Сагадиев.
Но теперь до конца этого года министерство хочет утвердить методику определения рейтинга акиматов по качеству дорог. Ее включат в законопроект по вопросам транспорта, который предусматривает введение обязательной экспертизы качества ремонта дорог в населенных пунктах через РГП «Национальный центр качества дорожных активов», который будет выдавать заключение на соответствие нормативам, а также солидарной ответственности технического надзора и проектных организаций за образование дефектов в гарантийный период.
Пока же действует такая практика, в соответствии с которой после сдачи дорог в эксплуатацию технадзор и проектные организации не несут ответственность в случае некачественных проектных решений и выявления дефектов.
Для справки.По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, общая протяженность автомобильных дорог страны составляет 96 тысяч километров, из которых 25 тысяч – республиканского и 71 тысяча – областного и районного значения.
До 2025 года планируется доведение доли дорог республиканского значения в нормативное состояние до 100%, местной сети – до 95%.
До конца 2022 года доля дорог республиканской сети в нормативном состоянии будет доведена до 91%, местной сети – до 85%, а протяженность платных участков составит 4,7 тыс. км.
В правительстве считают, что внедрение в промышленную эксплуатацию платности на реконструированных участках дорог позволит содержать их в нужном виде.
Кроме того, министерство актуализирует около 1200 нормативов в автодорожной отрасли, которые регулируют организацию проведения работ, вопросы контроля качества и содержания. Их обновляют с учетом международного опыта и на предмет применения современных материалов.
По словам Дархана Сайлауова, методика присвоения рейтингов акиматам сегодня находится на согласовании у местных исполнительных органов. В ней оценку акиматам будут давать по нескольким критериям:
1) опрос населения и публикаций в СМИ на предмет удовлетворенности качеством дорог;
2) индекс безопасности по международной безопасности по пятибалльной шкале;
3) образование дефектов на принятых участках во время гарантийного периода;
4) применение качественных строительных материалов;
5) применение новых технологий;
6) своевременность устранения выявленных дефектов, как он выявляется и через какое время он был устранен. Он тоже влияет на рейтинг акиматов.
«По итогам 2021 года сотрудниками нашего центра было сделано около восьми тысяч выездов, выявлено порядка девяти тысяч дефектов. 30% всех отобранных материалов не соответствовали стандартам Казахстана. Состав материала не подходил по коэффициентам уплотнения и водонасыщения. По всем данным фактам нами были написаны письма в МИО для принятия соответствующих мер», - отметил глава департамента НЦКДА.
Главный эксперт управления строительства и реконструкции комитета автомобильных дорог МИИР РК Дархан Серикулы уточнил, что на сегодняшний день в нормативном состоянии находится 80% от общей протяженности всех автодорог страны областного и районного значения, которая в целом составляет 70 тысяч километров.
«Наихудшие показатели в Западно-Казахстанской области, где 39% дорог в нормативном состоянии, а также в Северо-Казахстанской, Актюбинской и Кызылординской областях, где норматив не превышает 75%», - сообщил эксперт журналисту golos-naroda.kz.
Азамат Сагадиев отметил, что принятие новой методики позволит довести долю автодорог местного значения до 2025 года до 95% в нормативном состоянии по всему Казахстану.
«В настоящее время осуществляется пятиступенчатый контроль качества республиканских дорог: первый этап – это проверка качества, который проводит сама подрядная организация, второй – инженерная организация, на третьем этапе – центр качества, а затем сам заказчик и проектировщик. Причем мы через НЦКДА проверяем качество только республиканской сети. Дороги областного, районного значения и улиц населенных пунктов находятся в ведении акиматов. Новая методика позволит министерству контролировать работу акиматов путем оценки тех же материалов, содержания дорог», - уточнил он.
Рейтинги акиматов планируется проводить два раза в год, по итогам каждого полугодия. Ее разработал Комитет автомобильных дорог совместно с Национальным центром качества, Ассоциацией автомобильных дорог и подведомственными организациями.
По результатам будут выявлены регионы с лучшими и наихудшими показателями, эти рейтинги будут направляться в Администрацию президента и в канцелярию премьер-министра для принятия ими соответствующих решений.
Для справки.Как сообщил на заседании правительства 17 мая 2022 года министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, для повышения контроля качества выполняемых работ разработаны поправки в закон «О транспорте».
Они предполагают солидарную ответственность авторского и технического надзора наравне с подрядными организациями в гарантийный период и наделение центра качества полномочиями по проведению экспертизы качества работ и материалов на улично-дорожной сети.
Кроме того, для обеспечения качества дорог перерабатывается более одной тысячи нормативно-правовых актов и разработана методика по определению рейтинга акимов по качеству дорог. В настоящее время ведется процедура его согласования и утверждения.