Казахстанским финансовым учреждениям нужно проявлять бдительность, чтобы не допустить провоза через РК в РФ санкционных товаров.
По мнению доктора политических наук, президента Международного центра геополитического прогнозирования «Восток-Запад» Карлыгаш Нугмановой, факт того, что республика включена в список транзитных для подсанкционных товаров, не означает, что над РК завис домоклов меч, передает golos-naroda.kz.
«Но надо прислушаться к этой маленькой волне, которая может перерасти в колоссальное цунами. Океаническая волна может настигнуть, если острые временные точки будем поддерживать прежними инструментами и не сфокусируемся на рисках финансовых, стратегических, нормативных, оперативных. В этой ситуации мы не должны забывать о ключевом месседже, что колокол звонит по нам и маркеры по расшатыванию - это парадигма процедур по усилению давления на Казахстан. По нас бьет набат, а мы не должны закрывать глаза и уши в позе страуса, как будто нашу страну не касается», - прокомментировала политолог.
В данной ситуации, подчеркивает Карлыгаш Нугманова, важно, чтобы не подводила стратегия казахстанских бизнесменов и частных компаний. Иначе их погоня за прибылью может бумерангом отозваться вторичными санкциями на имидже страны.
«США использует практику точечного санкционирования частных компаний в других странах, поэтому финансовым учреждениям стоит проявлять бдительность и экспертный контроль в отношении попыток физических или юридических лиц Казахстана поставлять санкционную продукцию», - отмечает эксперт.
По ее мнению, бизнес необходимо информировать о запретных товарах. К ним относится продукция, поддерживающая предприятия российского оборонного комплекса и промышленной базы для ведения войны. Речь идет о технике, используемой в военных целях, запасных частях для самолетов, гидроакустических системах, электронных компонентах, антеннах, вакуумных насосах, испытательном оборудовании системы gps и другое.
Расценивать включение РК в список транзитных для подсанкционных товаров в качестве предупреждения со стороны США не стоит, считает политолог Замир Каражанов.
«Это не предупреждение, а работа госорганов США. Они в принципе такие списки и ранее формировали. Это могли быть списки террористических стран. То есть стран, в которых есть радикализация политической жизни. Это делается для внутреннего пользования госорганов США, чтобы они более пристально смотрели за тем, какие товары импортируются в эти страны, и могут ли данные товары в последующем попасть на территорию России. (…) В список помимо Казахстана попали и другие государства. Это действительно страны, которые могут выполнять роль транзитной территории для того, чтобы завозить в Россию товар, попадающий под действие антироссийских санкций. Здесь ничего непредсказуемого нет», - отметил политолог.
Риски вторичных санкций изначально были, когда США и Европа только начинали вводить санкции, поясняет Замир Каражанов.
«Они предупреждали, что санкции могут распространяться на руководства стран, которые участвуют в нарушениях санкций, либо компаний, которые будут пойманы за руку в транспортировке такого рода грузов. С опубликованием списка транзитных подсанкционных товаров ничего сильно не изменилось», - сказал спикер.
Напомним, министерство финансов США включило Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и ряд других стран в число государств, через которые подсанкционные товары могут попадать в Россию и Беларусь
Наряду с Кыргызстаном «перевалочными пунктами» для отправки в Россию подсанкционных товаров называются Грузия, Армения, Бразилия, Китай, Индия, Израиль, Казахстан, Мексика, Никарагуа, Сербия, Сингапур, Южная Африка, Тайвань, Таджикистан, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Узбекистан.
При этом в рекомендациях подчеркивается, что подлежащие контролю товары могут быть экспортированы в эти государства законно в качестве сырья, однако их дальнейший экспорт в РФ или Беларусь «за счет дополнительных перевалочных пунктов» в ряде случаев запрещен.