Агентство Rystad Energy дало оценку добычи казахстанской нефти из-за аварии на КТК

Кроме снижения добычи из-за аварии на Каспийском Трубопроводном консорциуме (КТК), Тенгиз, Кашаган и Карачаганак ожидают текущие ремонты летом и осенью. 

 

Данияр Сериков

В аналитическом агентстве Rystad Energy полагают, что добыча нефти в Казахстане в 2022 году может составить 80-83 млн тонн. Об этом в комментарии golos-naroda.kz рассказал его старший аналитик Суапнил Бабел.   

«Мы ожидаем, что терминал КТК полностью заработает в конце мая, основываясь на новостях в публичном пространстве, что у оператора есть все необходимые запчасти и единственное, зачем нужно следить – это плохая погода. С учетом всего этого, мы не ожидаем, что ремонтные работы продлятся дольше 1-1,5 месяца. Добыча нефти и конденсата упала на 500 тыс. баррелей в начале месяца, производство начало понемногу восстанавливаться, и 19 апреля уровень добычи был 1,72 млн баррелей в день, снижение на 260 тыс. баррелей в день по сравнению с 1,983 млн баррелей 23 марта, перед тем как произошла авария на КТК», – уточнил специалист в электронном комментарии. 

Rystad Energy просчитал, что добыча упадет примерно на 300 тыс. баррелей в апреле и 65 тыс. баррелей в мае для Казахстана, где основные потерянные объемы относятся к главным источникам поставок – ТШО, Кашагану, Карачаганаку.

«Мы не верим, что эти краткосрочные перебои будут иметь какое-либо влияние на производственные возможности месторождений Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, так как обычно они проходят регулярные ежегодные ремонты, длящиеся от двух до шести недель. 30-дневная остановка на текуший ремонт в Тенгизе была заявлена на третий квартал 2022 года, она растянется на август, что выльется в небольшое сокращение добычи. Кашаган запланировал ремонты на июнь и июль, которые будут продолжаться 45 дней, в это время производственная деятельность будет полностью приостановлена. Карачаганак запланировал выполнение ремонтов на сентябрь и октябрь. С учетом перебоев в производстве из-за КТК и запланированных текущих ремонтов, Rystad Energy оценивает добычу нефти в 2022 году на уровне 80-83 млн тонн», – поделился Суапнил Бабел.  

По его словам, у Казахстана есть альтернативные пути для переброски экспортных потоков нефти с КТК, однако их пропускная способность значительно ограничена. Страна искала альтернативные экспортные пути для своей нефти, чтобы уменьшить влияние аварии на добычу, и сейчас рассматривает объемы для доставки через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), однако они будут значительно ниже из-за ограниченной способности производить обработку грузов в порту Актау, это означает, что некоторые объемы могут быть перенаправлены в Китай по существующей системе трубопроводов. В целом, эти альтернативные направления не смогут обеспечить 100% замену трубопроводу КТК и могут лишь перенаправить менее 20% из общих объемов, отмечает аналитик. 

Вице-президент по вопросам энергетики российского и каспийского регионов IHS Markit Мэтт Сейгерс считает, что авария на причале КТК произошла из-за плохих погодных условий. 

«По нашей информации от всех главных заинтересованных сторон – это был инцидент, связанный с погодой. Временной отрезок случившегося кажется слишком удобным, однако, я полагаю, что здесь история больше о том, что такие вещи случаются! Также кажется, что это будет краткосрочно влиять на апрельские отгрузки, однако в мае график перекачки для КТК был исправлен на «нормальный» - более 5 млн тонн в месяц. Большим вопросом станет то, что сможет ли оператор КТК привезти ремонтную бригаду из-за трудных погодных условий, так и из-за дополнительного риска и вопросов (к примеру, дрейфующих мин) при нахождении на Черном море. Если причалы починят на скорую руку, а затем завершат ремонт этим летом, то авария не должна иметь последствий для запланированного экспорта Казахстана или же запланированных уровней добычи», – полагает специалист. 

По мнению эксперта, другие направления не могут реально пропустить все недобранные объемы КТК, но сейчас, скорей всего, некоторые из альтернатив будут использоваться больше, несмотря на более плохую экономику, в качестве подстраховки от риска.  

«Потери Казахстана и нефтяных компаний могут быть определены с большей точностью по окончании апреля, когда мы увидим, сколько реально объемов не было добыто или экспортировано и какой компанией. Но давайте скажем, что КТК работает только на треть от мощности, таким образом, две трети не экспортируются в течение апреля. Это примерно около трех млн тонн. С нынешними ценами по 100-120 долларов за баррель это означает потерянные доходы в 2,4-2,8 млрд долларов для нефтяных экспортеров вместе взятых. Мы не знаем, как реально осуществляется распределение между грузоотправителями. Но, скажем, 45% из этого можно было бы отнести только к ТШО, так как это обычная доля его перекачки по КТК, в то время как КПО и НКОК занимают примерно 24% месячных отгрузок», – написал Мэтт Сейгерс в е-мэйл.  

Напомним, ранее Минфин сообщил, что ущерб для Казахстана в результате аварии на терминале КТК на Черном море в конце марта может достигнуть 150 млрд тенге. 20 апреля министр энергетики Болат Акчулаков заявил, что к концу недели, заканчивающейся 24 апреля, отгрузка по нефтепроводу может восстановиться полностью.

Казахстан направил своих специалистов в Новороссийск, чтобы убедиться в завершении ремонтных работ. Этому предшествовали переговоры «КазМунайГаза» и минэнерго с руководством КТК. Между тем, по сообщениям телеграм-канала KazService, после временного снижения добычи нефти в апреле «Тенгизшевройл» планирует прокачку нефти по КТК в мае на 650 тыс. баррелей в сутки с увеличением объемов на 16%, «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» нарастит майский экспорт на 15% до 230 тыс. баррелей в сутки, а «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» снизит прокачку почти на 20% до 336 тыс баррелей в сутки, очевидно, из-за предстоящих текущих ремонтов.

Последние дни суточная добыча нефти в Казахстане составляла 225 тыс. тонн, ниже на 12% до аварии на терминале КТК. В результате сбоев «Тенгизшевройл» начал переправлять часть нефти через трубопровод «Атырау-Самара» в объемах 200-300 тыс. тонн в месяц и по железной дороге во всех доступных вагонах-цистернах до порта Батуми по 180 тыс. тонн в месяц.

«КазтТрансОйл» ожидает увеличения поставок с месторождений Кашаган и Карачаганак в свою трубопроводную систему, так как в апреле объем экспорта карачаганакской нефти по участку «Атырау-Самара» намечен на 154,7 тыс. тонн, а кашаганской нефти в объеме 60 тыс. тонн, притом, что 40 тыс. тонн нефти с Кашагана планируется экспортировать в Китай по нефтепроводу «Атасу-Алашанькоу», уточняет телеграм-канал. Кроме того, он сообщил, что на днях Росприроднадзор подал иск на 5,3 млрд рублей к КТК из-за розлива нефти в прошлом году.  Отметим, в начале апреля в Казахстане снизили прогноз по объемам добычи нефти в стране с 87,5 млн тонн до 85,7 млн тонн. 

Реклама
Реклама
Новости партнеров