Под видом биопакетов в Казахстан завозится продукция, которая запрещена в Европе и наносит больший вред экологии, чем обычные пакеты.
В ходе Евразийского бизнес-форума по возобновляемой энергии и переработке отходов Green energy and waste recycling forum (GEWR`22) основатель казахстанского предприятия по производству биопакетов Мирас Аббасов заявил, что крупные торговые сети Казахстана немалую долю так называемых биопакетов ввозят из Российской Федерации, передает golos-naroda.kz. Однако, приставка «био» не всегда свидетельствует о защите экологии.
«Это пакеты производятся по оксо-технологии, которая запрещена более чем в 100 странах мира. В России этот оксо-полиэтилен не перерабатывается, к нам он едет под видом биопакетов. Он фрагментируется, но никак не растворяется. Он превращается в нанопластик, который циркулирует и вызывает заболевания и экологические проблемы», - отметил он.
В отдельном интервью порталу golos-naroda.kz он пояснил, что на сегодняшний день есть три вида пакетов: первый – обычный полиэтилен; второй вид – биоразлагаемые пакеты, производимые по оксотехнологии (оксополиэтилен); и третий вид – компостируемые пакеты (сompostable) на основе крахмала, на которые перешли страны ОЭСР. Они и подпадают под категорию настоящих биопакетов.
Вопрос использования биопакетов не регулируется в евразийском экономическом союзе, чем бизнес охотно пользуется. В ЕАЭС лишь введен единый термин «биоразлагаемых пакетов», без введения их классификации, поэтому на нашем евразийском пространстве под «био» можно приобрести даже оксо-полиэтилен, который из-за его вреда экологии в Европе запретили называть биопакетами.
Если обычный полиэтилен можно легко переработать, то оксополиэтилен растворяется до молекул наноразмеров, невидимых человеческому глазу, и внедряется в почву и воду, которая затем поступает в наш организм и загрязняет окружающую среду.
«Само понятие «поли» означает, что молекул много. Присутствующий в оксополиэтилене крахмал эту полимерную связь рвет, он рвется на мономеры, которых становится много. Затем они делятся до наноразмеров, причем сама молекула – синтетическая, и хотя она невидимая, она никуда не девается и включается в жизненный цикл. Наночастица этилена проходит все барьеры, внедряется в почву, уходит в подземные воды. Она в рыбе, в птице, в овощах, потом это едят люди. В итоге эти этилены уже нашли в крови человека. Они уже есть в мозговой жидкости и в грудном молоке», - пояснил Мирас Аббасов.
Таким образом, из-за распада оксополиэтилена появляется микропластик, который создает больше проблем, чем обычные целлофановые пакеты.
«Если бы он был обычным полиэтиленовым пакетом, его можно было бы через 10 лет вытащить из кучи и переработать. Но оксополиэтилен превращается в труху, его потом не соберешь, и если его положить в общий поток с обычным полиэтиленом, то он ухудшает свойства обычного полиэтилена. Переработчики их даже не берут, потому что они портят основную переработку», - пояснил эксперт.
По его словам, продажа оксополиэтилена под видом биопакетов является обманом покупателей. Как правило, торговые точки не хотят покупать компостируемые пакеты, так как они дороже, и приобретают подделку. Но даже если бы это был оригинальный оксополиэтилен, для его разложения потребовалось бы специальное оборудование для проведения компостирования.
«Компостирование – это большой ангар, куда размещают пакеты, бутылки или одноразовую посуду, которая соответствует этому стандарту. В этом ангаре нагнетается давление, при этом тратится большое количество энергии. Сейчас этот метод не развивают, потому что он имеет большой углеродный след, и на выходе полученная масса не является натуральной. Ввозить в Казахстан оригинальный оксопропилен бессмысленно, так как без промышленной переработки он так и будет лежать десятилетиями, и в конце концов 50% их состава – это синтетика», - пояснил Мирас Аббасов.
Мирас Аббасов пояснил, что суть оксо-технологии заключается в том, что к 99% полиэтилена добавляют 1% крахмала. А пакеты сompostable, которые применяются в Европе, от 30 до 70% состоят из натурального компонента. Он растворится в почве естественным путем любыми из трех способов: химический (отходы бродят и начинают выделять энзимы), биологический (их уничтожают микроорганизмы или насекомые), и механический (отходы грызут насекомые или грызуны).
«В компостной куче обычно температура 40-45 градусов, и ее достаточно, чтобы все это растворилось без вредного остатка, так как они состоят их растительных сахаров. Во всем мире на них переходят», - пояснил эксперт.
По его словам, по этой технологии производят не только пакеты, но и одноразовые перчатки, посуду, тару для напитков, хранения шампуней и прочей бытовой химии.
Как оказалось, оксопакеты можно отличить от биопакетов даже в бытовых условиях, если поместить их в микроволновую печь даже на одну минуту.
«Оксополиэтилен шуршит, он глянцевый и чуть-чуть отличается от обычного полиэтилена. Хотя оксополиэтилен бывает также матовым и нешуршащим, но у них очень плотная структура. Если поместить два вида в микроволновку, с полиэтиленом и оксополиэтиленом ничего не происходит, а крахмальный пакет уже через минуту плавится и появляется запах попкорна, или жареного сахара. При высокой температуре он начинает растворяться», - пояснил Мирас Аббасов.
Эколог Ассоциации ECOJER Гульжан Турсынова считает, что главная проблема Казахстана – в том, что на этикетках биопакетов нет надписей, являются ли они оксо или природными. При этом использование оксопакетов она не считает обманом потребителей.
«Это не совсем обман. Дело в том, что оксоразлагаемые пакеты до какого-то времени тоже считались биоразлагаемыми до тех пор, пока Евросоюз два-три года назад не запретил их называть биоразлагаемыми. Сейчас выявляется, что при разложении оксоразлагаемых пакетов наносится вред окружающей среде», - отметила эколог журналисту golos-naroda.kz.
По ее словам, все три вида: обычные пакеты, оксо и био, долго разлагаются в природе, но каждый из них имеет свои особенности.
Оксопакеты долго разлагаются в природе, но это происходит только на открытом воздухе, под воздействием солнца, так как они покрыты солями металлов и для их разложения нужны температурные условия. В процессе разложения они распадаются на микрочастицы пластика, которые впоследствии загрязняют почву и воду.
Такой же вред от обычных целлофановых пакетов, которые при этом разлагаются вдвое дольше оксопакетов.
Биопакеты разлагаются сами, но если их поместить в компосты, процесс распада будет быстрым. Причем на компостах при разложении биопакетов выделяется метан, который можно улавливать и использовать далее.
Если же биопакеты оказываются в окружающей среде, выделяемый метан поступает в атмосферу. Он относится к парниковым газам, поэтому биопакеты вместе с биоотходами желательно утилизировать в компостах, резюмировала Гульжан Турсынова.