Диверсификация транспортно-логистических направлений для экспорта казахстанской нефти может занять годы, а сбои поставок через консорциум уже идут.
В месяц из республики через Каспийский трубопроводный консорциум в страны Европы перекачивается 4 млн тонн углеводородов. На КТК приходится 80% объема экспорта казахстанской нефти. Переориентировать на другие транспортные пути все это сырье в сжатые сроки невозможно отмечает генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов. На прокладку инфраструктуры требуется время и большие финансовые вливания. По его мнению, властям необходимо садиться за стол переговоров с Россией, чтобы урегулировать ситуацию, передает golos-naroda.kz.
«Единственный выход - язык дипломатии. Раз уж мы находимся в Евразийском экономическом союзе, необходимо садиться за стол переговоров. Потому что на сегодняшний день 90% нефти мы отправляем через Россию. 42% всего импорта идет через РФ. Казахстан расположен между Россией и Китаем. Сейчас говорят, что мы должны выйти из ЕАЭС, Таможенного союза, но у нас самая протяженная государственная граница. Извините, мы никуда не денемся. Если РФ захочет перекрыть кислород нам, то наше государство не сможет обеспечить финансирование социальной сферы - пособий, бесплатной медицины, образования. Это все за счет нефтяных потоков у нас финансируется. За все 30 лет независимости государственный бюджет был в профиците только в 2005-2006 годах. Сейчас все расходы выше доходов. Всю эту разницу перекрывает Национальный фонд», - констатировал Нурлан Жумагулов.
Что касается уже имеющихся альтернативных маршрутов, то даже и с учетом потенциала наращивания их загрузки перебросить весь поток казахстанского черного золота на них не получится. Мощности этих путей ограничены.
Для наращивания перекачки нефти в страны Европы по нефтепроводу «Баку - Тбилиси – Джейхан» нужны дополнительные нефтеналивные танкеры.
Нефтепровод «Атасу-Алашанькоу», через который обеспечивается транспортировка в китайском направлении, может перекачать всего 20 млн тонн нефти в год. Через КТК в этом же периоде проходит около 70 млн тонн углеводородов.
Пропускной способности ветки, ведущей в Поднебесную, - «Атырау-Самара» также недостаточно.
«На востоке Китая столько нефти не нужно, потому что у них там есть свои месторождения. В южных регионах их потребность не превышает 20 млн тонн. Особого интереса при этом Китай не проявляет. Иначе китайские компании сами бы поставляли на юг КНР», - отмечает генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана.
Увеличить поступления казахстанского сырья на внутренний рынок тоже не рентабельно, поясняет Нурлан Жумагулов. Три казахстанских нефтеперерабатывающих завода загружены на 100%. Предприятия перерабатывают 17 млн тонн нефти в год.
«При мировой цене на нефть в 100 долларов на внутренний рынок сырье поставляется по цене в 125 долларов. Это невыгодно. Хорошо, если сейчас КМГ построит четвертый НПЗ, откуда мы будет брать нефть? Компании будут согласны по 85 долларов поставлять. Что мы потом с этим дорогим сырьем будем делать. Сейчас государство субсидирует на внутреннем рынке. У нас самый дешевый бензин, самые дешевые сжиженный нефтяной газ, природный газ. Да, можно построить четвертый НПЗ. Тогда Казахстан должен свою долю в проектах СРП («Кашаган», «Карачаганак», «Дунга») перенаправлять на внутренний рынок, отказаться от экспорта и экспортной выручки. Полностью на внутренний рынок перенаправлять свою долю не выгодно», - сказал спикер.
Напомним, приморский районный суд Новороссийска постановил приостановить деятельность Каспийского трубопроводного консорциума с 5 июля на 30 суток.
Решение принято по причине того, что Ространснадзор выявил экологические нарушения на производственных объектах КТК. Проверка состоялась 6 мая по поручению вице-премьера РФ Виктории Абрамченко.
В ответ АО «КТК-Р» направило ходатайство с просьбой приостановить исполнение постановления судьи по остановке деятельности трубопровода, так как немедленное приостановление работы КТК может повлечь необратимые последствия для производственного процесса.