поиск
×
Общество

Государство начало охоту за передовыми технологиями в экологии

Если предприятия не перейдут на НДТ, для них ставки платы за эмиссии с 2025 года вырастут в два раза, с 2028 - в четыре, и с 2031 - в восемь раз.

Ботагоз Искакова
08 июля 2022 года в 10:43

Государство начало охоту за передовыми технологиями в экологии
Фото: kazpravda.kz

Казахстан вводит еще одну норму для минимизации вреда экологии – в ключевых отраслях промышленности будет изучаться самый передовой опыт в этом вопросе и включаться в так называемые справочники НДТ (наилучшие доступные техники). Это понятие закреплено в Экологическом кодексе. В Европе на внедрение этого опыта потребовалось не менее пяти лет, у нас его предполагают внедрить с 2025 года. Но так как сами справочники еще не разработаны, возможно, сроки будут перенесены. Подробнее об этом golos-naroda.kz рассказала  менеджер бюро НДТ Международного центра зеленых технологий и инвестиционных проектов Наталья Мухина.

- Наталья Дмитриевна, что такое «наилучшие доступные техники», и для чего они вводятся в Казахстане?

Человечество сейчас дожило до такого момента, что в текущей окружающей среде жить невозможно. На западе к этому пришли уже десяток лет назад. Мы тоже хотим быть похожими, чтобы сократить образование отходов. Поэтому наше правительство решило внедрять НДТ для промышленных предприятий.

Техник по сокращению эмиссий много, например, к их числу относится техника по сокращению выбросов твердых частиц с помощью циклонов, которая действует по принципу пылесоса, собирая их. Но она уже устарела, а мы говорим о наилучшей технике, которая например в XX веке уже себя зарекомендовала: это электрофильтры, рукавные фильтры, которые сокращают выбросы загрязняющих веществ. КПД этих установок достигает до 99,99%. То есть мы можем получить концентрацию выбросов практически незаметную как говорится ни носу, ни глазу.

Что такое доступная техника? Эта техника, которую вы, при наличии средств, можете внедрить на своем заводе.

 - Для чего вводятся справочники НДТ?

Для каждой отрасли промышленности техники могут быть свои. Например, в металлургии мы наблюдаем выбросы тяжелых металлов, в химии это могут быть различные химические элементы: фториды, хлориды, нитраты, в энергетике основные составляющие – диоксид серы, диоксид азота, твердые частицы и угарный газ.

Поэтому для каждого вида загрязняющего вещества может быть своя техника. Чтобы их систематизировать, для каждой отрасли составляются справочники. Технологии могут быть похожими. Так, например, электрофильтры могут применяться и в металлургии, и в энергетике, и в химии, и в цементе. Для каждой отрасли в этих справочниках будут прописаны свои наилучшие доступные техники. Кроме того, в них будут указаны нормативы выбросов по каждому маркерному загрязняющему веществу. Маркерному – значит специфическому для каждой отрасли промышленности загрязняющему веществу.

Например, мы провели комплексный технологический аудит и прописали, какие старые и новые техники у них находятся, прописали, какого уровня выбросов они достигают на этих техниках. Но возьмите Темиртау – там же жить невозможно. Для металлургической и энергетической отрасли промышленности мы заглядываем не только в то, чего они достигли, но и говорим, чего они должны достичь по твердым частицам.

Предприятия могут говорить о достижении уровня выбросов в 150 или 200 миллиграмм на кубический метр, но мы в справочниках им рекомендуем, к примеру, установить электрофильтры и технологии по сероочистке, чтобы по выбросам твердых частиц они достигли не 150 миллиграмм, а 50.

Таким образом, в справочнике мы предлагаем наилучшие техники, но они все равно дорогие. Поэтому в Экологическом кодексе есть такой раздел, что предприятие внедряет эти техники, пишет планы, и им предоставляют разрешительный документ, чтобы они достигли этих уровней. Если предприятие говорит, что оно не может в течение этих трех или пяти лет достичь этого, то в соответствии с Кодексом им дается десять лет. Предприятие разрабатывает программу для себя и постепенно движется к этим уровням.

Оно может и не получать эти комплексные технологические разрешения, но в этом случае придется платить за выбросы в кратном размере. Через каждые три года увеличиваются ставки в 2-5 раз, и предприятие будет экономить средства, или брать деньги в банке с низким процентом для того, чтобы внедрить и достичь тех уровней, которые мы в справочнике прописали по маркерным загрязняющим веществам.  

По этим техникам мы оглядываемся на запад, электрофильтры с движущими полями уже работают, но как я уже говорила, это очень дорого. Сейчас у нас в государстве разрабатывается программа по финансированию. Пока этого еще нет, но в перспективе планируется для предприятий, внедряющих зеленые техники, ввести определенные поблажки: низкий процент кредитования, например.

- Кто будет разрабатывать эти справочники?

В соответствии с Экологическим кодексом, всеми вопросами по разработке справочников, по их формированию занимается Бюро наилучших доступных технологий, которое входит в состав НАО "Международного центра зеленых технологий и инвестиционных проектов" при министерстве экологии, геологии и природных ресурсов. 

В этом центре есть бюро наилучших доступных техник. Мы привлекаем профессоров, доцентов, заключаем с ними договора. Мы ищем таких специалистов, которые в свободное от работы время могли бы с нами поработать, но сначала идет сбор данных, то есть проводится комплексный технологический аудит для сбора необходимых сведений с предприятий. Далее на этой базе разрабатывается справочник.

Справочники будут разрабатываться каждые 8 лет, потому что уровни выбросов и техники будут меняться.

- По данным аудита вы смотрите самые передовые техники и включаете их в справочник в качестве рекомендации?

Справочник несет рекомендательный характер, никто не заставит предприятия внедрять технологии, если они не захотят.

Если ты получаешь комплексное экологическое разрешение, ты обязуешься внедрять общие доступные техники, в этом случае в министерстве подписывается огромный документ, и предприятие получает разрешение, принимая на себя ответственность по внедрению НДТ и достижению уровня, который указан в справочнике.

- На данный момент есть уже разработанные справочники?

Разработано четыре справочника: по химической отрасли промышленности, по цементу, нефтедобыче и энергетике. Они находятся в настоящий момент на государственной экологической экспертизе. В скором будущем, через две недели или в течение месяца, выйдут заключения, и далее они пойдут на обсуждение организациям. Думаем, что в этом году эти четыре справочника появятся и будут утверждены постановлением правительства.

Для справки.

По информации руководителя управления промышленными отходами министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Асель Касеновой, справочники НДТ в Казахстане будут разрабатываться с учетом климатических, экологических, экономических и социальных условий РК, обуславливающих техническую и экономическую доступность внедрения НДТ в конкретных областях применения.

В 2021 году министерством разработано 4 справочника НДТ:

  1. сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии;
  2. переработка нефти и газа;
  3. справочник производства неорганических и химических веществ;
  4. производство цемента и извести.

Проекты справочников НДТ согласованы с членами технических рабочих групп, членами комитета по вопросам разработки, и планируется министерством к утверждению постановлением правительства.

На 2022 год запланирована разработка еще четырех справочников НДТ в следующих отраслях: добыча нефти и газа, переработка ферросплавов, добыча и обогащение железных руд, добыча и обогащение руд цветных металлов.

На 2023 год запланирована разработка еще шести справочников.

В общей сложности, до января 2024 года планируется разработка 18 справочников.

По данным министерства экологии Казахстана, в Европе благодаря внедрению НДТ количество выбросов загрязняющих веществ было значительно сокращено: оксиды азота (NO2) – на 69%, оксиды серы (SO2) – на 94%, пыль/твердые частицы – на 94%.

В рамках дорожной карты по переходу на принципы НДТ принято решение о необходимости проведения комплексного технологического аудита (КТА) среди природопользователей – основных загрязнителей, который позволит оценить готовность промышленности к переходу на НДТ.

Новости партнеров

Вам будет интересно