поиск
×
Казахстан

Грузинская дочка «КазТрансОйл» погрязла в спорах

Батумский нефтяной терминал (БНТ), контролируемый казахстанским нефтепроводным оператором, подвергается испытаниям претензиями от контролирующих органов и контрагентов.

Данияр Сериков
20 апреля 2022 года в 13:50

Грузинская дочка «КазТрансОйл» погрязла в спорах
фото: kaztransoil.kz

Дочка «КазТрансОйл» (КТО) в Грузии – Батумский нефтяной терминал, продолжает испытывать операционную нагрузку от грузинских контролирующих органов и контрагентов. К такому мнению можно прийти после выборочного прочтения финансового отчета нефтепроводного оператора за 2021 год, пишет golos-naroda.kz.

Напомним, БНТ владеет эксклюзивным правом на управление Батумским морским портом (БМП).

Спорные мытарства

«В декабре 2021 года БНТ получило от Службы доходов акт налоговой проверки за период с 1 июля 2018 года по 15 февраля 2021 года, согласно которому были дополнительно начислены налоги и штрафы в размере 2,605 млн лари (эквивалентно 366,628 млн тенге). 20 января 2022 года БНТ обжаловало акт налоговой проверки в Службу доходов. В связи с предъявленными налогами и штрафами, уведомлением Службы доходов от 3 января 2022 года на все виды имущества БНТ возникло право налогового залога/ипотеки на общую сумму 59,2 млн долларов США (эквивалентно 25,563 млн тенге)», - указывается в документе.

К слову, налоговые приключения дочки «КазТрансОйл» в Грузии начались уже много лет назад.

«В 2015 году Служба доходов Министерства финансов Грузии в результате налоговых проверок БМП за период 2010-2014 годы доначислили налоги и штрафы в размере 7,289 тыс. грузинских лари (эквивалентно 1 025 854 тыс. тенге). В результате проведенных в период с 2015 по 2020 годов обжалований решений Службы доходов, сумма доначисленных налогов и штрафов была снижена и на 31 декабря 2021 года составила 5,915 тыс. грузинских лари (эквивалентно 832,477 тыс. тенге)», - напоминает финансовый отчет.

На конец прошлого года Батумский морской порт признал налоговые обязательства на 4,062 тыс. лари или 571,686 тыс. тенге, зарезервировав на уплату более 3,106 тыс. грузинских лари или 433,095 тыс. тенге. К слову, за 2020 год налоговые обязательства у БМП были на уровне 2,3 млн лари или 295 млн тенге при резервах на уплату налогов в 1,3 млн лари или 172,2 млн тенге. Таким образом, руководство БМП не признало дополнительные обязательства на 1,9 млн лари, что примерно равно 260,8 млн тенге, посчитав, что их можно успешно обжаловать. На конец прошлого года БМП продолжал оспаривать решение грузинских налоговиков.

Кроме того, судя по отчету, последние десятилетия у дочки «КазТрансОйла» остается подвешенным судебный спор с Грузинской железной дорогой.  

«В 2005 году АО «Грузинская железная дорога» (ГЖД) подало исковое заявление в суд против БНТ о взыскании суммы в размере 14 млн лари (эквивалентно 1.970 млн тенге) за использование вагонов-цистерн и хранение груза, в связи с простоем вагонов-цистерн в тупиках БНТ, в период, относящийся к 2003 году. 16 апреля 2019 года суд частично удовлетворил исковое требование ГЖД на сумму 8,4 млн лари (эквивалентно 1,182 млн тенге). 16 апреля 2020 года БНТ подана кассационная жалоба в Верховный суд Грузии. На 31 декабря 2021 года Группа не признала дополнительных обязательств по данному вопросу, так как руководство оценивает уровень риска оттока финансовых ресурсов как возможный», - говорится в отчетности.

Кинжалы от контрагентов

При этом, не складываются деловые отношения у БНТ и с бизнес-контрагентами.

«19 декабря 2016 года от судебных исполнительных органов Грузии было получено предложение об исполнении определения суда об обеспечении до возбуждения иска, который содержит требования бизнес-контрагентов БНТ о неиспользовании БНТ доминантного положения на рынке, а также заключении договора об обслуживании. Согласно указанному определению суд постановил наложить арест на недвижимое имущество, находящееся в собственности БНТ − земельный участок (г. Батуми), а также расположенные на нем здания и сооружения. Общая балансовая стоимость указанного имущества по состоянию на 31 декабря 2021 года составила 4,82 млн долларов США (эквивалентно 2.081 млн тенге)», - констатируется в финансовом отчете.

По информации авторов отчетности «КазТрансОйла», арест ограничивает отчуждение арестованного имущества, но не затрагивает операционно-финансовую деятельность терминала. В декабре 2016 года БНТ оспорил определение в суде, посчитав претензии бизнес-контрагентов необоснованными и направил в суд отзыв на исковое заявление, обосновав свою позицию по данному делу.

«12 февраля 2019 года судом вынесено решение в пользу истцов, а также частично удовлетворен иск БНТ. В результате решения суда чистые обязательства БНТ перед бизнес-контрагентами составили 18,95 млн долларов США (эквивалентно 8,183 млн тенге). 27 февраля 2020 года апелляционный суд отменил решение от 12 февраля 2019 года и перенаправил дело в суд первой инстанции. Решением от 11 ноября 2021 года суд в полном объеме удовлетворил исковые требования бизнес-контрагентов. Решение суда не вступило в законную силу. 24 декабря 2021 года БНТ подало жалобу на решение суда от 11 ноября 2021 года в апелляционный суд», - информирует компания.

На этом судебном деле сутяжничество Батумского терминала с бизнес-контрагентами не закончилось.

«21 января 2021 года в суд поступило исковое заявление от одного из бизнес-контрагентов БНТ о возмещении ущерба в виде неполученного дохода в размере 12,5 млн долларов США (эквивалентно 5,398 млн тенге), а также об установлении фиксированных тарифов за перевалку, без права их менять в одностороннем порядке. Ранее, в 2014 году между БНТ и бизнес-контрагентом были заключены договоры о застройке, согласно которым бизнес-контрагент приобрел право на строительство резервуаров на территории БНТ и на услуги БНТ по перевалке грузов. По мнению бизнес-контрагента, БНТ не соблюдает условия данных договоров, в связи с чем им были инициированы указанные исковые требования», - сообщается в отчете.

В итоге определением суда в январе прошлого года был наложен запрет на отчуждение и обременение ипотекой на земельный участок в Батуми балансовой стоимостью 8,3 млн долларов США в качестве обеспечения нового иска.

«12 февраля 2021 года БНТ подало жалобу в суд на вышеуказанное определение, а также внесло отзыв на исковое заявление бизнес-контрагента. Решением апелляционного суда от 16 апреля 2021 года БНТ отказано в удовлетворении жалобы, связанного с обжалованием определения суда от 27 января 2021 года. Решением от 16 июля 2021 года суд в полном объеме удовлетворил исковые требования бизнес-контрагента. Решение суда не вступило в законную силу. 20 августа 2021 года БНТ подало апелляционную жалобу на решение суда от 16 июля 2021 года. По состоянию на 31 декабря 2021 года БНТ продолжает оспаривание вышеуказанного искового заявления в установленном порядке», - отмечается в финансовом документе.

Кто заплатит за грузинское застолье?

Исходя из судебных сводок складывается впечатление, что знаменитое грузинское гостеприимство больше не распространяется на «КазТрансОйл» и его терминальную дочку. Означает ли это, что в Грузии недовольны тем, как управляется Батумский морской порт? Напомним, «КазТрансОйл» купил БНТ в 2008 году и взял в управление БМП на 49 лет по закрытому соглашению с грузинским правительством. 

В отчете КТО за 2021 год поясняется, что согласно соглашению о доверительном управлении БМП между грузинским правительством и Батумским нефтяным терминалом госорганы могут его расторгнуть, если последовательно в течение двух лет не выполняются минимальные объемы перевалки в 4 млн тонн в год. Если же они не превышают 6 млн тонн в год, то БНТ должен оплачивать штрафы по договору.

По мнению «КазТрансОйл», соглашение не может быть разорвано грузинским правительством, так как фактические объемы перевалки через Батумский порт составили 6,2 млн тонн в 2021 году, что больше показателя 2020 года в 5,9 млн тонн в год. Возможно, в Грузии недовольны небольшой отгрузкой нефти и нефтепродуктов в БНТ, по данным Argus Media, в 2021 году она не превысила 1,5 млн тонн. К слову, в 2017-2020 годы БНТ показывал одни убытки диапазоном от 327 млн до 12,4 млрд тенге.

Источники Кazakh24.info говорят, что казахстанский трубопроводный оператор хотел бы продать этот актив. Возможно, он еще понадобится «КазТрансОйл» для перенаправления нефтяных потоков, которые сейчас не идут в нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) из-за аварии и ремонта причалов. Если же этот альтернативный ручеек с КТК прекратится, то стоит задуматься насколько обоснована была покупка БНТ, и кто должен понести наказание за столь расточительное управление этим активом более 10 лет, с учетом всего вознаграждения, выплаченного руководству КТО с 2008 года. К примеру, только в 2021 году общая сумма выплат ключевому управленческому персоналу «КазТрансОйл» составила 740,5 млн тенге, а в 2020 году и того более – 794 млн тенге. Причем, за 2021 год КТО намерен выплатить всего 10 млрд тенге дивидендов, в пять раз меньше чем в 2020 году – 50,7 млрд тенге.

Новости партнеров

Вам будет интересно