поиск
×
Политика

Станет ли у народа на местах больше власти

Акимы получат больше экономической свободы и власти. Что же будет с  волеизъявлением местного населения?

Динара Куатова
06 июля 2022 года в 11:52

Станет ли у народа на местах больше власти
Фото: yandex.kz

Концепцию к проекту закона РК «О местном самоуправлении в Республике Казахстан» опубликовало министерство национальной экономики РК на портале «Открытые НПА». В документе содержатся поправки, предусматривающие наделение сельских акимов большей экономической самостоятельностью, а также создание кенесов, декларируемых как новая форма волеизъявления народа. Новое законодательство, отмечают авторы, усилит институт местного самоуправления в стране. Однако у эксперта Жараса Ахметова иное мнение, передает golos-naroda.kz.

Предлагаемая версия закона о местном самоуправлении начинается с нормы, которая уже противоречит принципам усиления института местного самоуправления, подчеркивает собеседник. Так, в пункте 1 статьи 1 прописывается, что акимы города районного значения, села, поселка, сельского округа представляют президента и правительство РК. Они же возглавляют органы местного самоуправления.   

«Каждый пункт, каждая статья закона полностью противоречит принципам организации местного самоуправления. Это нонсенс. Он противоречит Европейской Хартии местного самоуправления, которая в Казахстане не ратифицирована. Но глава государства в своем послании народу Казахстана дал поручение проработать вопрос ее ратификации. Если выполнение этого поручения будет, хартия будет принята, то этот закон надо будет только выбрасывать в мусорную корзину. Нормы в предлагаемом законе о местном управлении, дискредитируют идею местного самоуправления», - считает экономист Жарас Ахметов.

Да, в Казахстане действует выборность сельских акимов, но они не формируют местное самоуправление. Местное самоуправление реализуется тогда, когда граждане, жители местности сами управляют процессами в своем населенном пункте, отмечает спикер.  

«Должно быть четкое разграничение государственного управления и местного самоуправления. В законе это не прописано. Акимы у нас являются представителями государственной власти, не важно назначаются они или избираются. Они входят в систему государственного управления, а не местного управления. Местное управление и государственное – это два отдельных способа реализации власти народа в стране. Они различаются», - отмечает спикер.

Что касается кенесов, то кто будет предлагать для них кандидатов в документе не прописывается. Сход при этом может инициировать только аким. Данными пунктами в законопроекте также возмутился Жарас Ахметов.    

«На сход достаточно собрать 10% местных жителей. Причем инициативу по созыву схода имеет только аким. Если бы я жил в ауле и хотел бы провести сход по каким-то важным, интересующим меня вопросам, то он был бы незаконным, потому что его инициировать имеет право только аким. Это значит, что граждан отстраняют от возможности управлять своей судьбой, своей жизнью», - считает спикер.

Вопросы управления финансовыми средствами в полномочия кенеса также не входят. Его представители смогут только выражать одобрение или неодобрение.  

«На самом деле всем управляет аким, который не очень подконтролен. Более того, вся конструкция предполагает следующее. Она позволяет маленьким акимчикам злоупотреблять своими полномочиями. Например, живет в селе 10 тысяч человек. Для схода собрали 1000 человек. Из них 900 человек равнодушны к ситуации - их же согнали, им лишь бы быстрее разобраться. 100 человек лояльны к акиму, они за все и проголосовали. Когда же призовут к ответу, аким скажет, что так проголосовал народ. Создается благоприятная почва для различных злоупотреблений на низовом уровне», - отмечает Жарас Ахметов.

О напомнил о призыве президента в Послании доверять гражданам. Разработчики законопроекта полностью противоречат его словам, заключил эксперт.  

Напомним, ранее сообщалось, что акимы получат больше свободы и денег.

В Концепции развития местного самоуправления в РК до 2025 года предусматривается преобразование собраний местных сообществ в представительный орган местного самоуправления – кенесы. В их полномочия будет входить утверждение плана развития местного сообщества, бюджета, а также осуществление контроля над его исполнением. Кроме того, предлагается внедрить механизм прямого финансирования бюджетов аппаратов акимов сельских округов. Акимы будут обеспечивать организацию исполнения решений кенеса и реализацию стратегических задач на местном уровне.

Новости партнеров

Вам будет интересно