В рамках проекта «Жасыл Казахстан» предполагается сокращение выбросов.
Казахстан занимает 9 место в мире по объему выбросов по отношению к ВВП и 11 место по выбросам СО2 на душу населения, передает golos-naroda.kz
«С ростом промышленности и увеличением потребления ископаемого топлива предприятиями по производству электроэнергии доля выбросов двуокиси углерода в секторе энергетики возросла на 15% в 2020 году от уровня 2012 года, на 51% увеличилось потребление природного газа и на 15,7% - потребление угля», - сообщила заместитель директора департамента экологической политики и устойчивого развития министерства экологии, геологии и природных ресурсов Наталья Даулетьярова.
Эти данные она озвучила сегодня в ходе Евразийского бизнес-форума по возобновляемой энергии и переработке отходов Green energy and waste recycling forum (GEWR`22).
Между тем, напомним, что в рамках Парижского соглашения по изменению климата наша страна приняла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на 15% к 2030 году.
В соответствии с утвержденной концепцией по переходу Казахстана к зеленой экономике, к 2030 году доля ВИЭ должна достигнуть не менее 15% от общего объема выработки электроэнергии, а к 2050 году этот показатель должен достичь 50%.
По словам заместителя главы департамента экологической политики, для предотвращения дальнейшего роста выбросов парниковых газов и достижения в будущем углеродной нейтральности министерством национальной экономики с агентством по стратегическому планированию и реформам продолжается работа по разработке стратегии достижения углеродной нейтральности до 2030 года.
«Данная стратегия определит будущую структуру энергопотребления страны с учетом внедрения низкоуглеродных технологий, а также прогнозируемые издержки для населения и бизнеса, связанные с отказом от угля», - уточнила она.
По ее словам, в рамках национального проекта «Жасыл Казахстан» предполагается сокращение выбросов на 16 крупных промышленных предприятиях за 5 лет на 20% в 10 городах с высоким загрязнением воздуха.
Заместитель председателя правления АО «Институт экономических исследований» министерства национальной экономики РК Куаныш Бейсенгарин привел общемировую статистику. На климатической конференции в Глазго 100 стран обязались сократить выбросы метана на 30% к 2030 году. 200 стран согласились постепенно сократить использование угля.
«В Казахстане ситуация очень сложная, потому что мы 9 место в мире занимаем по объему выбросов по отношению к ВВП и 11 место в мире по выбросам СО2 на душу населения», - отметил он.
По его словам, необходим значительный объем инвестиций в экономику, чтобы обеспечить переход к низкоуглеродной энергетике. В мире ежегодно на реализацию этого перехода направляются 6 трлн долларов США при потребности 9 миллиардов долларов, и здесь большую роль должны сыграть частные инвестиции.
«Если мы будем переходить от угля к генерации возобновляемых источников энергии (ВИЭ), к газовой генерации, скорее всего, это будет сопровождаться ростом себестоимости производства. Соответственно, будут расти цены, тарифы на электроэнергию. Есть целые регионы, где люди сосредоточены в угольной промышленности, которые могут потерять рабочие места. По Казахстану цифры пока в расчете, но в глобальном масштабе в результате декарбонизации до 2050 года 185 миллионов человек потеряет работу, но при этом будет создано 200 миллионов новых рабочих мест при производстве ВИЭ», - отметил представитель «Института экономических исследований».
Что касается стоимости энергии на традиционных и низкоуглеродных источниках энергии, по данным Международного энергетического агентства, которое в 2020 году провело исследование на примере 28 стран, себестоимость электричества на угле составило 88 долларов за мегаватт-час, на газе – 69, на АЭС – 64.
«Мы видим, что альтернативные источники энергии обходятся дешевле. Если мы будем продолжать генерировать электроэнергию на угле, у нас уже произошел значительный износ паркового оборудования. Соответственно, мы должны его менять, модернизировать и сейчас стоит вопрос, в какую сторону идти, в сторону традиционных источников с помощью технологии улавливания, или будем постепенно переходить на газ, как на промежуточный переходный источник, или все-таки ВИЭ», - отметил Куаныш Бейсенгарин.
Он уточнил, что основные постулаты стратегии Казахстана строятся на трех краеугольных камня декарбонизации: переход от неэкологического сжигания ископаемых ресурсов – к низкоуглеродным технологиям; повышение энергоэффективности и энергосбережение.
«Сейчас на угле мы вырабатываем 70% всей генерации электроэнергии, к 2050 году мы предполагаем, что основная генерация будет проходить на ВИЭ. Вопросы стабильности ВИЭ очень часто возникают, но в будущем, скорее всего, технологии будут развиваться и эта проблема решится. Мы сможем ту генерацию, которую мы произвели на ВИЭ, хранить и интегрировать в текущую энергосистему. Полагаем, что будущее – за ВИЭ», - уточнил эксперт.
Куаныш Бейсенгарин подчеркнул, что в электроэнергетике осуществляется переход от преобладания угля – к альтернативным источникам энергии, в транспорте – от преобладания нефтепродуктов – к водороду и биотопливу.
«Очень важный момент – здания, возраст которых в Казахстане большой, и потери тепла до 30% доходят, поэтому в отоплении мы предполагаем, что от угля и газа в отопительных системах мы будем переходить к электрификации», - резюмировал он.