Реалисты учат китайский: как казахстанцы относятся к Поднебесной?

За три года мы стали чуть меньше бояться соседей, но до сих пор им не доверяем

Анна Величко

Из всех пяти центральноазиатских государств Казахстан демонстрирует одно из самых негативных отношений к Китаю. Чем это вызвано и имеет ли «нелюбовь» под собой какие-либо реальные основания вот уже несколько лет пытаются понять эксперты. «Голос народа» изучил их выводы.

Масштабные социсследования об отношении казахстанцев в Китаю и его гражданам с 2020 года проводит исследовательский центр «Talap».

При этом существуют также международные исследования и опросы экспертов, которые показывают, что почти 30% казахстанцев испытывают по отношению к Китаю негативные чувства. Больше нас не любят Поднебесную только в Кыргызстане, здесь отрицательное отношение к КНР высказали более 38% опрошенных.

При этом, как подчеркивает руководитель социологической службы центра «Talap» Евгений Хан, в казахстанских СМИ Китай чаще всего позиционируется как надежный партнер и инициатор совместных проектов. А Казахстан в публикациях китайских СМИ предстает как мирная и быстроразвивающаяся страна.

«В то же время в Казахстане сохраняются стереотипы в отношении Китая. И для преодоления этих барьеров необходимо приложить определенные усилия», - говорит Евгений Хан.

Как отмечают социологи, еще лет 8 – 10 назад отношение казахстанцев к Китаю было преимущественно негативное.

Причин несколько - зарубежные, а после и отдельные казахстанские, писали о репрессиях в отношении выходцев из Центральной Азии в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, в обществе сложилось мнение о том, что Китай мечтает выкупить обширные земли в Казахстане для ведения сельского хозяйства. Постепенно отношение к Китаю становилось все более позитивным, достигнув в 2019 году равенства между положительными и отрицательными мнениями. Потом барометр чувств казахстанцев снова упал из-за пандемии коронавируса. Но после событий 2022 года казахстанцы вдруг поняли, что из двух соседей южный милее северного.

«В 2022 году началось замещение Китаем России на внешнеполитической карте казахстанца. Стабильное отставание на 20 – 30% позитивного отношения к Китаю от России за один год исчезло и Китай впервые с 2016 года стал лучше восприниматься в Казахстане, чем РФ», - отмечается в исследовании.

Впрочем, негативное отношение к Китаю среди многих казахстанцев обусловлено недоверием не только к китайцам.

«Молодежь Центральной Азии, обучавшаяся в Китае, высоко оценивает его экономические достижения, инфраструктуру и технологические инновации. Для них несвойственны типичные страхи китайской угрозы. В то же время они продолжают воспринимать Китай как цивилизационного «Другого», чья модель развития не подходит их странам и опасаются чрезмерной экономической зависимости от Китая. Но интересно то, что эти опасения больше связаны не с самим Китаем, а с недоверием собственному правительству», - отмечает Евгений Хан.

В целом же, как следует из социологических опросов, позитивное отношение к Китаю в Казахстане повышается с Востока на Запад.

А также примечательно, что с каждым годом все больше пунктов, по которым казахстанцы меняют свое отношение к Китаю с негативного на позитивное.

«В Казахстане более позитивный взгляд характерен для самозанятых, людей с высокими доходами и христиан. Негативное отношение больше у бедных слоев, высокообразованных и пожилых граждан. В Кыргызстане и Узбекистане, напротив, высокообразованное население более позитивно воспринимает КНР. В Кыргызстане это также характерно для мужчин и высокодоходных групп. Во всех трех странах пожилые люди более негативно относятся к Китаю, чем молодежь. Приверженность исламу не показала значимой связи с уровнем одобрения, в то время как у христиан наблюдается устойчивая положительная связь», - отмечают авторы исследования.

При этом из года в год растет количество людей, признающих большое геополитическое влияние Китая. И медленно, но верно увеличивается количество опрошенных, желающих узнать о Китае чуть больше.

Так, последние два года более половины респондентов отвечают утвердительно на вопрос о том, хотели бы они выучить китайский язык.

Когда-то давно был популярен анекдот о том, что оптимисты учат английский, пессимисты – китайский, а реалисты – автомат Калашникова.

Очевидно, что мир меняется. И теперь реалисты начинают учить именно китайский язык. Потому что растущее влияние Поднебесной на все страны мира, особенно – сопредельные, игнорировать уже нельзя.

При этом, как подчеркивают эксперты, страхи казахстанцев никуда не делись, самый главный из них – страх потерять землю.

«В 2022 – 2023 годах произошла рационализация восприятия. Эти страхи временно отодвинулись на фоне тех перемен, к которым надо было адаптироваться», - резюмирует Евгений Хан.

Реклама
Реклама
Новости партнеров