«Транстелеком» не получал от «Казгеологии» деньги на разработку Национального банка данных минеральных ресурсов (НБД).
Теперь по наследству и уже сложившейся традиции в Национальной геологической службе обещают запустить в работу эту информационную систему в составе платформы Kaznedra в конце следующего года. Такой ответ на вопрос корреспондента golos-naroda.kz предоставил глава Национальной геологической службы (НГС) Жанат Карибаев в ходе вебинара британско-казахстанского общества.
«Договор у «Казгеологии» с «Транстелекомом» заключен, но там одно из условий – выплата денег будет только после того, как будет создана база данных. В данный момент база данных не создана «Транстелекомом», там у них есть какие-то внутренние проблемы. Денежные средства не выплачиваются и не затрачиваются», - сказал он.
Напомним, несколько лет назад «Казгеология» выбрала консорциум компаний во главе с «Транстелекомом» для разработки Национального банка данных минеральных ресурсов. Процесс создания информационной системы затянулся на годы, и ее запуск несколько раз откладывался геологоразведочной нацкомпанией, последним сроком был заявлен июль 2022 года. Однако, как сообщал golos-naroda.kz, сейчас она разработана на 60%, поэтому было принято решение, что она будет интегрирована в платформу Kaznedra, создаваемую совместно минцифры, мининдустрии, минэнерго и министерством экологии, геологии и природных ресурсов.
«К концу этого года планируется запустить именно ту часть, которая касается предоставления геологической информации в режиме онлайн в электронном виде, именно базу данных геологической информации. До конца следующего года уже будут бизнес-процессы по предоставлению права недропользования, отчетности недропользователей и различные инструменты, которые предполагались в НБД», - уточнил Карибаев, комментируя вопрос golos-naroda.kz.
Напомним, в середине июне в Казахстане на базе республиканского центра геологической информации «Казгеоинформ» была создана Национальная геологическая служба, куда также вливается «Казгеология». Новую подведомственную структуру минэкологии, геологии и природных ресурсов возглавил Жанат Карибаев.
«Нами оконтурена свободная часть Казахстана, доступная для недропользования. Эта информация направлена в министерство индустрии и инфраструктурного развития, и к августу они должны издать приказ по этой программе. Там будет доступно для разведки порядка 300 тыс. кв. км, за исключением особо охраняемых территорий и различных ограничений, которые сейчас есть у нас в действующем законодательстве. Также будут выставлены на аукцион месторождения твердых полезных ископаемых и месторождения через местные исполнительные органы по общераспространенным полезным ископаемым тоже будут включены в Программу управления государственным фондом недр. Думаю, 1 августа приказ у нас выйдет», - сообщил руководитель новоявленного геологического учреждения в ответ на вопрос корреспондента golos-naroda.kz о том, насколько сейчас раскрыта территория страны для проведения геологоразведки согласно Программе управления госфондом недр (ПУГФН).
Закрытость геологической информации и другие барьеры мешают инвесторам активно проводить геологоразведочные работы, отметил в ходе своего выступления на вебинаре глава компании East Star Resources Алекс Волкер. По его словам, порой доступ к геологической информации ограничивается госсекретами и необходимостью подтверждения ее актуальности. Для подачи каждой заявки на геологоразведочную лицензию компании, листингованной в Лондоне и получившей пять лицензий в трех регионах Казахстана, в том числе в партнерстве с госкомпанией «Тау-Кен Самрук», приходится готовить более 500 страниц документации. Зачастую поданные ею заявки были отвергнуты из-за небольших бумажных проблем. Кроме того, в компании затрудняются с определением статуса некоторых лицензий из-за сложностей с обновлением интерактивной карты недропользования, так как в госорганах не хотят уточнять его из опасения обвинений в предоставлении преференций отдельному игроку рынка, отметил руководитель Алекс Волкер в своей презентации.
В геологоразведочной отрасли нет стратегического видения того, как она должна развиваться, поделился в своем докладе на вебинаре партнер юридической фирмы Haller Lomax Вилен Адживефаев. Еще одним ее вызовом является конкуренция между двумя профильными ведомствами – министерством по индустрии и инфраструктурному развитию (МИИР) и комитетом геологии, указывается в его презентации, подготовленной одним из разработчиков Кодекса о недрах Тимуром Одиловым. Согласно выкладке, вся территория Казахстана так и не была открыта по принципу «первый пришел – первый получил». Вместе с тем, в стране отсутствует необходимая инфраструктура – кернохранилища, электронная база геологических данных, онлайн-процедура для подачи заявок и предоставления геологоразведочных лицензий, отмечается в документе.