За здоровье и безопасность детей в дошкольных учреждениях несут ответственность воспитатели
В СМИ и социальных сетях нередко обсуждаются случаи, когда воспитанники детских садов становятся жертвами агрессивных действий своих сверстников. Иногда конфликты между детьми приобретают крайне серьезный характер. Например, в феврале этого года инцидент в одном из детсадов Алматы вызвал широкий общественный резонанс: оставшаяся без присмотра группа малышей избила одного из дошкольников. По результатам проверки против директора и педагога детского сада возбудили уголовное дело.
Однако конфликты не всегда доходят до физических нападений. Родители часто жалуются, что их детей кусают, толкают и совершают прочие действия, причиняющие вред. Возникает сложный вопрос: кто несет ответственность в таких случаях — воспитатели или родители? Разбиралась в ситуации редакция «Голоса народа».
Кто отвечает за ребенка в саду?Как отмечает юрист в сфере образования Сайкен Айсин, за здоровье и безопасность детей в дошкольных учреждениях несут ответственность воспитатели:
«Нельзя привлечь к административной или уголовной ответственности самого ребенка, который, например, укусил другого, так как он не достиг возраста 14 лет. В таком случае ответственность ложится либо на родителей, либо на дошкольное учреждение. Когда родители приводят ребенка в сад, они передают свои обязанности воспитателю и администрации сада. Поэтому именно они отвечают за жизнь и здоровье детей, пока те находятся в учреждении, если только не будет доказано, что вред причинен по независимым от них причинам, например, из-за несчастного случая или психических проблем ребенка» (статья 925 Гражданского кодекса)», - отмечает юрист.
При этом на родителях лежит ответственность за воспитание и предотвращение подобных ситуаций. Они также обязаны заранее уведомить педагогов, если у ребенка есть особенности, которые могут стать причиной его агрессивного поведения.
Как правильно действовать в случае конфликтаЧаще всего подобные инциденты разрешаются мирно и без серьезных последствий. Однако важно документировать такие случаи, чтобы защитить права всех участников.
Алгоритм действий для работников детского сада:
Осмотреть пострадавшего ребенка, при необходимости обратиться за медицинской помощью. Предоставить первую медицинскую помощь до прибытия специалистов. Зафиксировать происшествие — сделать фото- и видеозаписи, составить акт осмотра телесных повреждений. Уведомить заведующего, родителей пострадавшего ребенка и виновника. Провести беседу с ребенком, причинившим вред, в присутствии родителей, воспитателя и заведующего. Изучить видеозаписи с камер наблюдения, которые детский сад обязан хранить 30 дней (согласно приказу Министра просвещения № 381 от 27 августа 2022 года). Задокументировать письменные жалобы родителей и подшить их в личное дело. Воспитатель обязан составить объяснительную записку, зарегистрировав её в журнале входящей корреспонденции. Направить уведомление родителям виновного ребенка с рекомендацией провести беседу или обратиться к психологу, если инциденты повторяются. Какие последствия возможны?Эксперт отмечает, что каждый случай индивидуален. Иногда воспитательные беседы помогают ребенку исправить поведение. В других случаях администрация детского сада может разорвать договор с родителями нарушителя, если происшествия становятся систематическими.
Родители пострадавшего ребенка могут подать жалобу в госорганы или иск о возмещении морального и материального ущерба. В подобных ситуациях детский сад имеет право в регрессном порядке предъявить претензии воспитателю, если будет доказана его вина.
Ответственность также может лечь на воспитателя или заведующего, если их халатность привела к происшествию. В редких случаях к ответственности привлекают родителей виновного ребенка, если их действия или бездействие способствовали агрессии.
Как предотвратить такие ситуации? Решение подобных проблем требует комплексного подхода: Со стороны воспитателей — усиление контроля, использование педагогических методик для работы с агрессивными детьми. Со стороны родителей — регулярное взаимодействие с педагогами и психологами, выявление и коррекция поведенческих проблем. Со стороны государства — разработка программ поддержки для воспитателей и детей, а также четкие механизмы регулирования конфликтов в детских садах.Проблемы агрессии в детских садах затрагивают сразу несколько сторон. Только их совместная работа и своевременные меры могут создать безопасную среду для детей.