Эксперт считает, что выделение 100 миллиардов тенге – недостаточная мера для обновления автопарка страны.
Деньги с утильсбора перенаправлены на помощь в приобретении автомобилей казахстанцам. Однако это было решение политического характера, чтобы «успокоить» народ. Такое мнение корреспонденту golos-naroda.kz высказал управляющий партнер Юридической фирмы ARBIS Шынгыс Темир.
Направленные на льготное автокредитование 100 миллиардов тенге были взяты из средств со счетов «Оператора РОП», который ранее занимался утилизационным сбором. Однако, по словам специалиста, в Экологическом кодексе прописаны другие нормы.
В частности, как отметил эксперт, в кодексе говорится, что утилизационный платеж должен быть направлен на организацию системы сбора, утилизации отходов, продуктов, которые потеряли свои потребительские свойства, а также на финансирование проекта обрабатывающей отрасли, направленной на защиту окружающей среды.
«Есть постановление правительства, которое раскрывает, что это за проекты. И для того, чтобы легализовать льготное автокредитование, эти 100 миллиардов прописали в постановлении и, по сути, указали на то, что направление денег утильсбора на льготное автокредитование – это финансирование проекта обрабатывающей отрасли, направленной на защиту окружающей среды. Где здесь защита окружающей среды, я не понимаю, потому что закупаются двигатели внутреннего сгорания. Если бы деньги направлялись на покупку электрокаров, то логика была бы какая-то», – заявил Шынгыс Темир.
По его мнению, выделенные 100 миллиардов тенге – это недостаточная сумма на обновление автопарка страны.
«Если взять по количеству, то в Казахстане четыре миллиона легковых автомобилей. Средний возраст – больше 20 лет. Это только постановленные на учет в Казахстане. Решение направить деньги – это политическое решение, это своего рода кость, которую хозяин бросил собаке, чтобы как-то ее успокоить. Вы хотели снизить утильсбор – вот, мы вам его снижаем на 50%, вы хотели доступные машины – вот вам льготное автокредитование», – подчеркнул правозащитник.
Шынгыс Темир считает, что после снижения утильсбора таможенные органы начали поднимать цены на автомобили, которые завозятся в Казахстан из третьих стран. От таможенной стоимости автомобиля рассчитываются НДС и таможенные пошлины.
«Допустим, за 5000 долларов машину приобрел, привез в Казахстан, таможня говорит: «Такие машины у нас стоят не 5 тысяч, а 10 тысяч долларов». Поэтому 15% таможенной пошлины и 12% НДС будешь оплачивать не с пяти тысяч, а с десяти. Уменьшая в одном месте, они увеличивают в другом. Такие барьеры нужны, чтобы казахстанцы были вынуждены идти в отечественные салоны и покупать отечественной сборки машины, загонять себя в кредиты, пусть и льготные», – прокомментировал юрист.
Программа льготного автокредитования стартовала в Казахстане 16 мая. В начале июня банки перестали принимать заявки, так как выделенные на финансирование программы 100 миллиардов тенге закончились. В дальнейшем новые автокредиты банки будут выдавать в рамках револьверного механизма кредитования – за счет возвращаемых кредитных платежей первичными заемщиками.
Ранее юрист Шынгыс Темир прокомментировал «неожиданное» для населения внедрение платных парковок в Нур-Султане, а также высказался о введении абонементов на парковочное пространство.