Когда казахстанцы смогут купить кусочек железной дороги?

В «Самрук-Казына» рассказали о сроках приватизации ключевых компаний

Эльдар Аланов

За 10 лет из дочерних компаний АО «НУХ «Самрук-Казына» на приватизацию были направлены более ста компаний, часть крупных, вроде «КазМунайГаза», «Казатомпрома» и других были выставлены на IPO, то есть их акции мог купить любой казахстанец. Когда ждать следующего выпуска нацкомпаний на IPO – узнавал «Голос народа».

IPO по своей сути – достаточно выгодная для казахстанцев история: за относительно небольшие деньги граждане могут стать совладельцами крупных нацкомпаний и получать от этой собственности регулярный доход.

Так, к примеру, акции «КазМунайГаза» продавались в 2022 году примерно по 8000 тенге за штуку, сейчас стоят почти в 2 раза дороже.

«В декабре 2022 г. проведено IPO самого крупного актива в портфеле Фонда - АО «НК «КазМунайГаз» (далее – КМГ). IPO КМГ, так называемое цифровое IPO, с 99 процентами заявок поданными в режиме онлайн, является крупнейшей локальной сделкой в истории отечественного фондового рынка. Цена размещения за одну акцию составила 8 406 тенге, предполагая капитализацию КазМунайГаз в размере около 5,1 трлн тенге или 11 млрд долларов США. Объем размещения составил 153,9 млрд тенге», - сообщили нам в АО «Самрук-Казына».

В то же время IPO другого крупного актива «Самрука» - АО «НК «Казахстан Темир Жолы», из года в год откладывается.

«Голос народа» спросил у нацхолдинга – когда уже казахстанцы смогут стать совладельцами железной дороги?

«В соответствии с ППРК №908, предусмотрены IPO АО «НК «Казахстан Темир Жолы» и АО «НК «QazaqGaz» в 2025 г. Однако, IPO этих портфельных компаний возможны только в случае пересмотра тарифов и цен (услуги магистральной железнодорожной сети, локомотивной тяги, оптовые цены на товарный газ) до уровня, обеспечивающего безубыточную деятельность грузовых перевозок и внутреннего рынка газа, соответственно, предусматривающего определенную норму рентабельности», - ответили в компании.

Получается, что для того, чтобы казахстанцы смогли заработать на железной дороге, надо существенно поднять цены на билеты. Сомнительная инвестиция на первый взгляд, поэтому пока вопрос о выходе на IPO национального жд-перевозчика остается открытым.

 

Реклама
Реклама
Новости партнеров