На особом положении: есть ли у кого-нибудь шанс на роскошную жизнь в тюрьме?

Согласно официальному законодательству, перед начальником зоны все равны, но у некоторых все же есть привилегии

Анна Величко

За последние годы в местах лишения свободы оказалось много в прошлом высокопоставленных чиновников, некоторые из которых, Куандык Бишимбаев не даст соврать, привыкли к достаточно высокому уровню жизни. Имеют ли они легальное право улучшить свой быт в тюремных условиях и сколько надзирателей поплатились за содействие в создании роскоши в казарме – в материале «Голос народа».

В своих ответах на запросы СМИ комитет уголовно-исполнительной системы МВД неоднократно заявлял, что у заключенных есть право покупать продукты и предметы первой необходимости в магазине на территории колонии.

Но, во-первых, у некоторых заключенных есть небедные родственники на воле, а значит с деньгами нет особых проблем, а, во-вторых, для всех в этом мире совершенно разные предметы обихода являются «первой необходимостью».

Кто-то, возможно, спать может только на шелковых простынях. Можно ли их купить в тюрьме? А кофе сортовой? Ну привык человек утро начинать с чашечки кофе – как ему на чифир перейти?

Мы спросили в КУИС – могут ли осужденные по личному желанию хотя бы мебель в собственной камере обновить? Или телевизор с широким экраном на стену для всех заключенных повесить? Нас четко заверили, что колония не место для изящных и индивидуальных запросов.

«Распорядок дня в учреждении аналогичен для всех содержащихся. При этом действующим законодательством не предусмотрено приобретение бытовой техники и мебели осужденными или их родственниками», - написал в официальном ответе на запрос редакции первый заместитель председателя комитета УИС Абай Кайырбеков.

За тем, чтобы процесс исправления шел одинаково для всех, как заверили нас в КУИС, следит систему круглосуточного видеонаблюдения. Картинка транслируется в ситуационный центр КУИС и органы прокуратуры.

Однако, как показывает практика, камеры видеонаблюдения периодически по тем или иным причинам отключаются. Так, в сентябре прошлого года в соцсети и СМИ попали фотографии с пышного застолья экс-главы департамента полиции Алматинской области Серика Кудебаева.

МВД начал служебную проверку в отношении своих сотрудников «по факту использования осужденными мобильного телефона, а также перекрытия объектива камеры видеонаблюдения».

Расследовалось ли при этом что делали заключенные, закрыв видеокамеры – не сообщается.

И это далеко не единственный случай, когда надзиратели к отдельным сидельцам относятся по-особому лояльно.

К примеру, недавно анализ спецпрокуратуры выявил факты неисполнения судебных актов на протяжении шести месяцев по осужденным, отбывавшим наказание в учреждениях Алматинской области. Проще говоря, несколько человек просто «забыли» этапировать в колонию. Среди забытых счастливчиков – осужденный за избиение активистки и земельные махинации бывший аким  Панфиловского сельского округа Талгарского района Нургали Аппазов.

Если поискать в интернете, можно вспомнить и другие случаи, когда сами же сотрудники колонии организовывали заключенным веселые застолья, внеплановые свидания и не только с родственниками, а также иные привилегии.

Сколько их сотрудников попалось на такой «любви» к заключенным – в КУИС отказались говорить.

«КУИС выражает свою принципиальную позицию по нетерпимости к любым проявлениям коррупции в собственных рядах, в связи с чем на постоянной основе проводит работу по их самостоятельному выявлению и пресечению. Вместе с тем, ведение правовой статистики по уголовным правонарушениям входит в компетенцию Комитета правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры», - ушел от ответа Абай Кайрбеков.

Согласно статистики правонарушений, только за первые 8 месяцев 2024 года на тех или иных преступлениях и правонарушениях попались 33 сотрудника УИС. 18 из них за пытки и жестокое обращение и всего 10 за коррупцию.

Точно ли больше не было фактов? Или же сотрудники колоний просто научились не попадаться? Статистика об этом умалчивает.

Напомним, «Голос народа» ранее задавался вопросом о том, на каком основании КУИС скрывает данные о том, где отбывают наказание бывшие высокопоставленные чиновники Казахстана.

Реклама
Реклама
Новости партнеров