Специалист считает, что с населением и представителями бизнеса необходимо должным образом проводить разъяснительную работу.
Жители Нур-Султана неожиданно для себя стали обладателями платных парковочных мест. Функционирование платных парковок началось с 1 марта, но недоумение и недовольство горожан не утихает до сих пор. Управляющий партнер Юридической фирмы ARBIS Шынгыс Темир поделился мнением о законности и целесообразности нововведений с изданием golos-naroda.kz.
Оплата парковочного места в час составляет 100 тенге с 08:00 до 20:00.
Проект функционирует в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), то есть со стороны государства фактических затрат нет. Акимат Нур-Султана со своей стороны предоставил земли, а в качестве партнера участвует компания ТОО «Парковочное пространство Астаны».
Решение о введении платных парковок приняли без участия и согласия населения. При этом акимат, транспортное управление столицы и ТОО «Парковочное пространство Астаны» юридически обезопасили себя, считает юрист.
Появление синих разметок«С законной стороны подкопаться будет сложно – договор ГЧП действительно есть. Более 500 парковочных пространств определены. Есть отдельное постановление акимата, потому что места для платных парковок утверждают они. Места там утверждены идентичные тем, что и в договоре о ГПЧ. Собственником, вернее, правильно говорить арендатором, является управление транспорта, у которого есть договорные отношения с оператором – ТОО «Парковочное место Астаны». Здесь, по большому счету, подкопаться будет не к чему. Но вопрос несколько в другом: каким образом 500 мест парковочных пространств и в общей сумме порядка 5800 парковочных мест стали платными? Как они туда попали?» – заявил Шынгыс Темир.
Юрист отметил, что синие разметки платных парковок для многих астанчан стали сюрпризом.
«В один день жители определенных районов вышли и увидели там, где они всегда оставляли свои авто, синюю разметку. И выясняется, что парковки теперь платные, с 8 утра до 8 часов вечера, то есть практически все время. Здесь есть определенные вопросы, почему жители не были вовлечены в процедуру обсуждения проекта постановления этого договора ГЧП. При этом их права и интересы непосредственно затрагиваются», – подчеркнул спикер.
Как объясняют представители акимата и самого парковочного пространства, придомовые территории не заняты платными парковками, все участки находятся в отводе от городских дорог.
«Но суть в том, что люди там машины оставляли, и у горожан появляются вполне обоснованные вопросы: «Почему у меня не спросили? Я тоже хотел участвовать, я тоже хотел обсуждать», – отметил спикер.
При этом он учитывает, что все юридические документы были опубликованы на сайте legalacts.egov.kz. Жители столицы могли зайти и ознакомиться на портале открытых данных с проектом НПА.
Город зарабатывает на платных парковках«Конечно, туда можно было с помощью ЭЦП зайти, написать свое мнение, но даже если там будет 1000 комментариев против, это не означает, что акимат не сможет это постановление принять. И если мы говорим о «слышащем» государстве, то такие вещи точно нужно обсуждать со всем населением и горожанами», – подчеркнул Шынгыс Темир.
Шынгыс Темир уверен, что основная цель проекта – заработать деньги. Уклонение от уплаты за парковку влечет штраф в размере 3 МРП (около 10 тысяч тенге), за повторное нарушение, совершенное в течение года, штраф увеличивается до 5 МРП (около 15 тысяч тенге).
«Если посмотреть на эти суммы, то, я думаю, может быть, и городу выгодны эти платные парковки, потому что многие автолюбители оплачивают парковки, не зная толком правил», – отметил юрист.
Он привел в пример случай, когда человек может подъехать к месту, припарковаться, оплатить полтора часа парковки, но не засечь время и задержаться в здании на 1 час 45 минут. Простой на 15 минут могут зафиксировать и оштрафовать на 3 МРП.
Кроме того, по его словам, есть автолюбители, которые вынуждены регулярно платить за парковки по незнанию. Например, в выходные, когда парковки бесплатные.
Парковки возле БЦ и ТРЦ«Разъяснительную работу нужно должным образом проводить. Я думаю, здесь руководству парковочного пространства и управлению транспорта столицы нужно к людям выйти и разъяснить, что планируется, чтобы не получилось, как у нас это часто практикуется: «без меня меня женили», – подчеркнул Шынгыс Темир.
Кроме того, спикер затронул вопрос крупных торгово-развлекательных и бизнес-центров, которые сами обслуживают свои парковки, при этом вокруг этих объектов также установлены платные места.
«Условные «Меги», «Керуены», им выгодно, чтобы их территория была ухожена, потому что арендаторы бутиков будут довольны, что люди будут приходить к ним, потому что у них все качественно, места есть, территория охраняется, есть камеры. Но выяснилось, что у многих ТРЦ и бизнес-центров парковки тоже теперь платные. При этом ведь убирать парковки ТОО «Парковочное пространство Астаны» не будет. Компания вложилась лишь в разработку программного обеспечения, интеграцию с банковскими платежными системами и установку паркоматов», – подчеркнул Шынгыс Темир.
По мнению юриста, при внедрении проекта платных парковок необходимо учитывать мнение не только населения, но и представителей крупного и малого бизнеса.
Где работают платные парковкиПлатные парковочные зоны заработают в квадрате проспекта Богенбай батыра ― Сарыарка ― Республики ― набережной реки Есиль, а также в квадрате улиц Кажимукана Мунайтпасова ― проспектов Магжана Жумабаева ― Бауыржана Момышулы ―Тауелсиздик.
В районе Есиль обустроены парковочные зоны в квадрате улиц Сарайшык ― Сыганак, проспектов Туран ― Мангилик Ел. В районе Байконыр: на территории рынков «Астаналык», «Шапагат» и «Асем». Основным признаком платной парковки является наличие комбинации знаков 5.15 — «Место стоянки» и 7.8 — «Платные услуги».
При этом платные парковочные места решили не внедрять возле социальных объектов, таких как больницы, поликлиники, детские сады, школы и центры обслуживания населения.