За 10 лет суд ЕАЭС рассмотрел всего один спор
С 1 января 2015 года Казахстан, Россия и Беларусь объединились в Евразийский экономический союз. через день к ним присоединилась Армерия, а в августе 2015 года – Кыргызстан. Среди бизнесменов и экспертов до сих пор нет единого мнения о том, выгодно ли членство в ЕАЭС Казахстану и казахстанцам. Многие жалуются на постоянные препоны при экспорте своей продукции в соседние страны, а также на то, что российские и белорусские товары не дают развиваться отечественному производству. Действительно ли права казахстанских бизнесменов в рамках ЕАЭС часто нарушаются? И кто должен отстаивать их интересы? Об этом «Голос народа» спросил в Минторговли и интеграции.
На стартовом этапе функционирования ЕАЭС казахстанцам обещали, что на территории всех пяти стран Союза у них, как и у граждан других стран – членов ЕАЭС, будут возможности свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
На деле же, как часто жалуются казахстанские бизнесмены, сопредельные государства все же тщательно охраняют свои рынки от казахстанских товаров. Среди популярных мер – различные запреты на ввоз в связи с санитарными нормами, а также скрытые пошлины.
Этот факт признают и в министерстве торговли и интеграции. По словам вице-министра ведомства Жанель Кушуковой, причина таких злоупотреблений – в пробелах правовой базы ЕАЭС или в национальном законодательстве государств-членов.
«В этом ключе важно отметить, что площадка ЕЭК дает возможность для оперативного рассмотрения и принятия решения по возникающим вопросам, в отличие от традиционного двухстороннего формата межгосударственного сотрудничества», - подчеркивает она.
За все время функционирования ЕАЭС было доказано 70 барьеров, 27 из которых были российскими, 69 на данный момент устранено. Оставшийся никак не касается Казахстана: Республика Беларусь ввела ограничения на выдачу ветеринарных разрешений и переоформление ветеринарных сертификатов для ввоза на ее территорию животноводческой продукции из России.
«В случае возникновения препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС для казахстанского бизнеса, министерство оперативно реагирует и инициирует разбирательства на площадке ЕЭК. К примеру, с января 2022 года нами было направлено в ЕЭК порядка 30 обращений по различным вопросам ограничивающих заявленные 4 свободы в сферах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, технического регулирования, применения санитарные, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, макроэкономической и конкурентной политики и т.д.», - заверила нас Жанель Кушукова.
По всем обращениям проводится анализ и предоставляется ответ заявителю. В случае обнаружения препятствий с признаками барьеров ЕЭК готовится соответствующее заключение и рассматривается на заседании Коллегии ЕЭК, на котором устанавливаются сроки их устранения.
Кроме того, недовольные действиями кого-бы-то ни было бизнесмены могут обратиться в суд ЕАЭС.
Но за 10 лет суд рассмотрел лишь один спор. Да и тот, опять, не имел никакого отношения к Казахстану: В 2016 году Российская Федерация обратилась в Суд ЕАЭС с заявлением по спору о соблюдении Республикой Беларусь Договора о ЕАЭС при перевозке товара.
Дело в том, что суд ЕАЭС – это крайняя инстанция, сначала все пробуют договориться через консультации, переговоры или иными способами.
И, как заверили нас в минторговли, они постоянно держат связь с казахстанскими бизнесменами.
«На сегодня продолжает функционировать Общественная приемная по вопросам участия РК в ЕАЭС и членства во Всемирной торговой организации. Министерством ежегодно проводятся онлайн-встречи с бизнесом всех регионов РК. В текущем году проведены заседания Общественной приемной по обсуждению актуальных вопросов бизнес-сообществ Западно-Казахстанской, Мангыстауской, Актюбинской, Атырауской, Костанайской, Павлодарской, Абайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской, Туркестанской и Жетысуской областей, а также городов Алматы и Шымкент», - отчиталась Жанель Кушукова.