По словам юриста, проверочные листы СЭС созданы для того, чтобы запутать и оштрафовать
Существует ли в Казахстане детский сад, который сможет пройти проверку санитарно-эпидемиологической службы (СЭС)? По мнению юриста в сфере образования Сайкена Айсина, маловероятно. Проблема кроется не в недобросовестности детских учреждений, а в самих правилах, которые трудно понять, а порой и невозможно выполнить. Редакция «Голоса народа» разбиралась в данном вопросе.
По словам Айсина, проверочные листы санитарно-эпидемиологических служб (СЭС) буквально созданы для того, чтобы запутать и оштрафовать. Как отмечает юрист, из 76 пунктов проверочных листов 16 не связаны с действующими санитарными нормами, а 40 содержат расплывчатые формулировки, которые каждый инспектор может трактовать по-своему. Анализ данного документа показал наличие коррупционных рисков, избыточных требований и правовых коллизий.
В частности, санитарные врачи требуют наличие мер по защите продуктов от грызунов, соблюдение режима мытья посуды или ведение журнала учета прививок. Несомненно, это важные показатели для здоровья и безопасности детей. Однако юрист задается вопросом: на каком основании они включены в проверочный лист, если таких требований нет в законодательных актах?
«Санитарные требования предъявляют строгие и иногда нелогичные нормы. К примеру, детское оборудование и мебель должны быть без изъянов, с водостойким покрытием, без острых углов и соответствовать росту и возрасту детей. Что это значит на практике? Если на качелях есть царапина, которая никак не влияет на безопасность, или если у спортивного снаряда есть выступ, предусмотренный конструкцией, это может стать поводом для штрафа. Пластиковую горку, по логике проверяющих, нужно либо покрыть пленкой, либо покрасить. Такие требования часто избыточны. В результате предприниматели сталкиваются с необоснованными штрафами, что осложняет работу детских садов и игровых площадок», — объясняет Айсин.
Юрист приводит шокирующую арифметику. В Казахстане 11 104 детских сада. Каждый из них дважды в год проходит проверку СЭС, и почти всегда это заканчивается штрафами. Средняя сумма взыскания — 424 580 тенге. В год это выливается в миллиарды тенге, которые учреждения вынуждены платить за нарушения, часто не связанные с реальными санитарными угрозами.
«Наличие неясных или двусмысленных формулировок позволяет проверяющим использовать их для давления на учреждения. Фактически, система построена так, что предприниматели не могут защититься. СЭС штрафует, используя двусмысленные нормы. Даже суды в таких случаях, как правило, встают на сторону санитарных служб», — поясняет эксперт.
Санитарные врачи выходят на проверки, вооруженные «грязными» проверочными листами. По словам эксперта, эти документы не соответствуют закону «О правовых актах», который требует четкости и исключения двусмысленных формулировок. Но за четыре года моратория на проверки санитарные службы так и не провели ревизию своих документов.
«На самом деле, согласно законодательству, проверки, основанные на незаконных требованиях, должны признаваться недействительными. Однако это редко происходит. Система игнорирует права предпринимателей», — говорит юрист.
Айсин отмечает, что такая ситуация, помимо коррупционных рисков, препятствует открытию новых детских садов. Предприниматели боятся начинать бизнес в сфере дошкольного образования, опасаясь заведомо проиграть в борьбе с СЭС.
«Государство теряет не только налоги, но и возможность улучшить доступ к дошкольному образованию. Кто в итоге страдает? Дети», — резюмирует он.
Эксперт предлагает обсудить выявленные коррупционные риски на уровне государственных органов, предпринимателей и общественности. Также провести полный правовой аудит санитарных правил и проверочных листов СЭС. Пока же любой детский сад в Казахстане — это потенциальная «золотая жила» для проверяющих.