поиск
×
Аналитика

Столичный чиновник: обеспечить весь город социально значимыми продуктами питания невозможно

Меры акимата направлены на обеспечение продуктами 30% населения.

Ботагоз Искакова
02 июля 2022 года в 13:40

Столичный чиновник: обеспечить весь город социально значимыми продуктами питания невозможно
Коллаж: golos-naroda.kz

Бизнес-сообщество жалуется, что акиматы, регулируя цены на социально значимые продукты питания, ставят предпринимателей в тупик, так как чиновники не учитывают цены поставщиков. О том, как этот механизм реализуется в столице, порталу golos-naroda.kz рассказал руководитель отдела продовольственной безопасности управления по инвестициям и развитию предпринимательства акимата столицы Руслан Идрисов.

- Руслан Фаритович, в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» систему регулирования социально значимых продуктов называют неэффективной, соответствующий пресс-релиз они распространили в СМИ. Главная претензия бизнес-сообщества касается того, что акиматы устанавливают предельные цены без учета цен поставщиков. Что Вы можете сказать на этот счет?

- Предельно утвержденных цен в Нур-Султане нет, утверждать их нет необходимости. Но мы мониторим каждую неделю цифры, согласно данных официальной статистики.

Чтобы все это было понятным, нужно пояснить, что постановлением правительства №145 утвержден перечень 19 социально значимых продуктов питания (СЗПТ), на которые распространяется регулирование цен государством.

Для того, чтобы регулировать эти цены, принимаются предельные значения розничных цен на эти 19 товаров, но только на те позиции, по которым идет превышение.

Мы опираемся на «правила установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них», утвержденные министерством национальной экономики.

В них есть глава 3 – порядок определения размера предельно допустимых розничных цен на СЗПТ. Там есть пункт 8, согласно которому акиматы устанавливают размеры предельно допустимых розничных цен на СЗПТ на территории своего региона в случае превышения пороговых значений розничных цен СЗПТ более чем на 15% и при одновременном росте розничных цен на 30% в течение 30 дней.

То есть, подчеркну, предельные цены устанавливаются в случае превышения пороговых цен на 15%, или при одновременном росте розничных цен на 30% в течение 30 дней. У нас сейчас пока этого не наблюдается.

Источником информации для того, чтобы установить предельные значения, служат еженедельные данные официальной статистики. Они публикуются на сайте.

Городская статистика централизованно сдает все данные мониторинга в бюро национальной статистики, и бюро уже на основании данных всех регионов формирует единую статистику и публикует ее на своем сайте. Там единая форма. Каждый регион может зайти, увидеть свою статистику, сравнить цены с другими регионами.

- Органы статистики опираются на оптовые цены или розничные?

- В каждом регионе указана средняя цена. Статистика мониторит несколько торговых объектов, у них своя методика.

- То есть предпринимателей, наверное, понять можно…

- Мы не можем опираться на неофициальные цифры, мы работаем в соответствии с правилами, где прописано, что источником информации являются еженедельные данные статистики. Да, мы сами проводим неофициальный мониторинг, но мы не можем опираться на эти цифры, так как мы действуем только согласно букве закона.

- А как вы потом отслеживаете торговые точки на предмет соблюдения ими пороговых значений цен?

- Когда мы принимаем предельные значения, мы их публикуем на сайте нашего управления, на сайте акимата города или в газете «Вечерняя Астана». У нас сейчас нет превышений пороговых значений, публиковать нечего сейчас. В настоящее время есть превышение по двум позициям, по сахару-песку и по капусте белокочанной более чем на 15%. Мы провели комиссию, которая в соответствии с правилами выносит решение по принятию и утверждению предельных цен.

Согласно статье 9 закона «О регулировании торговой деятельности», в случае превышения пороговых значений акиматы могут принять решение об утверждении предельных цен. Но подчеркну, что это делается после проведения консультаций с субъектами внутренней торговли. Мы не можем принять такое решение и всех штрафовать, мы на комиссию вызываем субъекты бизнеса.

Например, у нас было повышение цены на сахар более чем на 15%. Мы позвали крупные торговые сети и сказали, что хотим установить предельную цену – грубо говоря, 460 тенге. Но торговые сети нам говорят, что в таком случае сахар пропадет с полок, потому что закупочная цена у производителя уже выше той предельной цены, которую мы установим.

В таком случае в 13 пункте правил прописано, что при принятии рекомендаций комиссии учитывается территориальная отдаленность региона от мест производства социально значимых товаров. А сахар, как известно, производится в Алматинской и Жамбылской областях, в каждой из которых действует по два завода. Кроме того, учитывается покупательская способность, плотность населения, учитываются возможности и условия хранения социально значимых продовольственных товаров, и самое главное – экономическая целесообразность установления размеров предельно допустимых розничных цен. В итоге комиссия приняла решение, что экономической целесообразности устанавливать на этот продукт предельные цены нет. Мы лишь попросили торговые цены соблюдать 15-процентную торговую надбавку.

Что касается капусты, она тоже была дорогая. Мы посчитали ее стоимость по формуле, цена вышла 308 тенге. Предельная цена утверждается решением акима. Для того, чтобы решение акима выпустить, нужно провести необходимые процедуры: пройти согласование со всеми госорганами, с независимыми организациями, с общественным советом, с бизнесом, чтобы они дали оценку. Это занимает минимум 20 дней. Это месяц назад капуста стоила 308 тенге, а сейчас она стоит 158 тенге. Смысл принимать предельную стоимость нет. Цена автоматически падает, потому что рынок насыщается.

Палата «Атамекен» утрирует, хочет надуть какой-то мыльный пузырь. Мы никогда не принимаем пассивных решений, мы обязательно проводим консультации с бизнесом, согласно существующих нормативно-правовых актов.

- Если в настоящее время в Нур-Султане нет предельно утвержденных цен, то акимат, получается, не проводит никакой работы по стабилизации цен на самые важные продукты питания?

- Работа проводится. У нас из бюджета города выделены средства на стабилизацию всех 19 наименований социально значимых продуктов. Оператором является социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Астана».

Комиссия, о которой я выше говорил, рассматривает заявки предпринимателей, которые обращаются к нам для предоставления той или иной продукции СЗПТ, чтобы стабилизировать цены в городе Нур-Султан. Мы им выделяем определенные средства, и для того, чтобы они соблюдали эти цены, согласно заключенных договоров, мы проводим мониторинг.

- Какой объем средств выделяется?

- Охватить весь город невозможно, а население города по официальной статистике – 1 миллион 257 тысяч 612 человек. Есть минимально утвержденные нормы потребления, которые утверждаются министерством национальной экономики. На каждого человека есть расчеты, сколько в течение года каждый человек потребляет продукты СЗПТ.

Мы провели расчеты и пришли к выводу, что обеспечить весь город социально значимыми продуктами питания невозможно, это потребует очень больших средств. И центральный госорган, который курирует эту сферу – министерство торговли и интеграции – тоже провел свои расчеты и вынес решение, что каждый регион должен обеспечить 30% наполнение, только тогда можно хоть как-то регулировать цены. Поэтому мы сейчас стабилизируем цены не на всех торговых объектах, а на самых крупных.

- С какими именно торговыми сетями вы работаете? 

- Наши субъекты бизнеса, которые получили займы для стабилизации цен, свою продукцию реализуют в Magnum, Small, ТД «Акмол», «Анвар», «Астыкжан», «ФерМаг», «Азат». Мы туда ходим и смотрим, чтобы эти торговые объекты цены не превышали.

Как известно, сам город ничего не выпускает, поэтому мы выделяем средства прямым товаропроизводителям, крестьянским хозяйствам близлежащих регионов: Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской областей, через предоставление займов.

Если в Карагандинской, Павлодарской, Туркестанской, Жамбылской областях выращивают овощи, то Акмолинская область – поставщик молочной продукции.

Весной, когда фермерам нужно купить удобрения, ГСМ или посевной материал, мы им предоставляем займы. В ответ на это определенный объем продуктов они реализуют в торговых объектах города по сниженной стоимости, когда идет пик роста цен. Например, рост цен на овощную продукцию наблюдается с ноября по июнь. В это время мы и стабилизируем цены. Когда картофель сначала стоит 85, потом 90-200 тенге, и в апреле-мае, когда уже завершается старый урожай, а новый еще не вырос, стоимость картофеля достигает 300 тенге. В это время на крупных торговых объектах мы его реализуем по 89 или по 120 тенге. Это называется «оборотный механизм». Они у нас на один год занимают средства, прокручивают, и возвращают обратно. Если фермеры хорошо отработали – мы еще на один год продлеваем эти договора, а если они не возвращают средства, мы находим других товаропроизводителей.

- Какой объем средств выделяется на эти цели?

- Все зависит от объемов, суммы выделяются из бюджета города Нур-Султан с учетом 30% наполнения. На сегодняшний день заключено порядка 20-ти договоров с прямыми товаропроизводителями на 40 тысяч тонн продукции СЗПТ, включая овощи, сахар, молочную и кисломолочную продукцию, бакалею, хлебобулочную продукцию: муку и хлеб из муки первого сорта.

- Как акиматом определяются данные товаропроизводители?

- Они со своими предложениями и расчетами заходят к нам на комиссию, мы смотрим официальную статистику на день подачи их заявки, смотрим динамику прошлого года, проводим соответствующие расчеты, и если мы с ними договариваемся, то их заявка подается на комиссию.

Комиссия коллегиально все это рассматривает, и если все действительно устраивает все стороны – тогда протокольно комиссия принимает решение работать с этим поставщиком, протокол отправляется оператору программы, компании СПК.

Далее СПК прорабатывает по залоговому обеспечению данного договора. Это бюджетные средства, мы за них отвечаем, поэтому для того, чтобы их получить, субъекты бизнеса должны дать залоговое подтверждение суммы договора. Если они не смогут это сделать, то договор с ними не заключается. Есть три вида залогов: твердые залоги, где они гарантируют имуществом; банковская гарантия из топ-10 банков Казахстана; или поручительство третьих лиц, кто может поручиться своей недвижимостью или своими активами.

Если все эти нюансы сойдутся, когда заключается соответствующий договор на определенный период, компания начинает реализовывать проект стабилизации цен на рынке города.

- Какова роль Продкорпорации в этом вопросе?

- Это подведомственная организация минсельхоза, но мы с ними тоже сотрудничаем. Например, в этом году мы через них закупили 136 тонн гречки, 350 тонн сахара-песка по доступным ценам. Кроме того, мы купили 2 тыс. тонн сахара напрямую с Таразского сахарного завода. Сейчас мы рассматриваем вариант закупки подсолнечного масла через Продкорпорацию.

- Сейчас эти объемы сахара позволяют стабилизировать цены?

- Конечно, сейчас есть перекупщики и те, кто берет напрямую у товаропроизводителей и продают в магазинах. Цена сахара достигает 700-800 тенге, а мы помогли Magnum заключить договор на поставку напрямую с Таразским сахарным заводом на 1,5 тыс. тонн. У них сейчас сахар по 470 тенге.

У нас также есть свой крупный поставщик, который поставляет сахар во все вышеперечисленные торговые сети, а также на рынок «Шапагат», он поставляет по 480 тенге, это уже розничная цена. Правда, есть ограничения продажи в одни руки, где-то 2 килограмма, где-то до 5 килограмм.

Торговые точки накручивают к оптовой стоимости только 5%. Мы это делаем для стабилизации цен, мы не даем им брать максимальную 15% надбавку, но и 5% им выгодно, так как они получают прибыль от оборотов. 

- Спасибо за интервью.

 

Для справки.

В настоящее время в перечень СЗПТ входят 19 товаров: мука, хлеб, рожки, яйца, гречка, рис, сахар, подсолнечное и сливочное масло, некоторые виды мяса (говядина, курица), молочные изделия (молоко, кефир, творог), овощи (картофель, морковь, лук, капуста) и соль.

 

Новости партнеров

Вам будет интересно