Ежегодная потребность страны в угле составляет около 80 млн тонн
Не так давно редакция «Голоса народа» проверяла обстановку с поставками и ценами на уголь в Астане. В столице, как оказалось, проблем не наблюдается, разве что жители жалуются на низкое качество топлива. Мы решили расширить географию и запросили у Министерства промышленности информацию по ситуации с черным золотом в стране. Сколько запасов будут греть казахстанцев этой зимой?
Сколько угля нужно и куда он уходит?Ежегодная потребность страны в угле составляет около 80 млн тонн. Из этого объема порядка 32 млн тонн отправляется на экспорт, а население и коммунальные службы потребляют около 9 млн тонн. Примечательно, что спрос на уголь для отопления постепенно снижается.
Для транспортировки угля задействовано около 10 000 вагонов Казтемиртранса (дочерняя компания КТЖ). По данным Мипрома, аренда этих составов дешевле частных аналогов примерно на 20%.
Цены никто не регулирует, но сдерживаютГосударство не регулирует и не субсидирует цены на уголь для населения. Однако существуют договоренности с крупными угледобывающими компаниями, которые помогают сдерживать резкий рост цен.
Итоговая стоимость угля для потребителя складывается из цены на разрезе, расходов на транспортировку, аренды железнодорожных тупиков и услуг автодоставки.
Средние цены угля на ключевых разрезах Казахстана следующие:
Шубарколь — 8 000 тенге за тонну, Каражыра — 8 800 тенге за тонну, Майкубен Вест — 7 100 тенге за тонну, Шубарколь Премиум — 9 000 тенге за тонну.По дороге до потребителя уголь может подорожать почти в 3 раза, так как на местах продажи стоимость может достигать 30 000 тенге за тонну. Это зависит от таких факторов, как марка угля, расстояние доставки, аренда тупиков и транспортировка.
Почему растут цены?По данным министерства, удорожание угля связано с инфляцией, повышением цен на ГСМ, запчасти, а также с увеличением заработной платы работников. Иногда скачки цен возникают из-за нехватки угля на местах реализации.
Для минимизации подобных ситуаций ведомство и местные исполнительные органы заранее создают запасы топлива. На данный момент на железнодорожных тупиках страны накоплено порядка 590 тыс. тонн угля, что на 150 тыс. тонн больше, чем год назад.