Против автодилеров приняты меры за навязывание дополнительных товаров и услуг

Они повышали стоимость машин на 2-3 млн тенге

Сая Тауекелова

Агентством по защите и развитию конкуренции приняты меры антимонопольного реагирования в отношении компаний, таких как «Моторная компания «Астана моторс», «Orbis Auto», «Mercur Autos», «Toyota Tsusho Kazakhstan», «Автоцентр Актобе», «Zhayik Motors», «Евразия Моторс Шымкент» и других, за навязывание дополнительного оборудования, аксессуаров и иных услуг, передает «Голос народа».

«В результате вмешательства АЗРК были приняты антимонопольные меры против автодилеров, замеченных в навязывании потребителям дополнительного оборудования и услуг. Эти меры помогли сократить практику принудительных продаж, которые увеличивали общую стоимость автомобилей и ограничивали выбор потребителей», - сообщили в АЗРК.

Напомним, что в 2022 году с запуском новой программы льготного автокредитования, на фоне дефицита новых автомобилей многие казахстанцы столкнулись навязыванием автодилерами дополнительного оборудования и аксессуаров таких как сигнализация, коврики, дефлекторы, защита картера и другие элементы.

В частности, автосалоны требовали от покупателей приобретения этих опций, зачастую предлагая «ускоренную» (срок поставки сокращался с шести до трех месяцев) поставку автомобиля в случае согласия на покупку дополнительного оборудования на сумму до 2 млн тенге.

Данная практика в большинстве случаев приводила к существенному увеличению окончательной стоимости автомобиля.

К примеру, одним из официальных дилеров «Toyota» в г. Алматы реализовано более 82% автомобилей с установкой дополнительного оборудования, стоимость которого достигала 3 млн тенге. Наценка на определенные категории превышала 200%.

Кроме того, при покупке автомобиля в кредит некоторые дилеры обязывали клиентов страховать жизнь и здоровье, что противоречит нормам Гражданского кодекса (статья 806 ГК РК - обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина ни законодательными актами РК, ни договором).

Также распространены случаи навязывания сервисного обслуживания у официального дилера, с запретом на замену моторного масла и иных расходных материалов в сторонних сервисных центрах.

«Вместе с тем, снятие с гарантийного обслуживания при осуществлении регламентных работ в сторонних автосервисах, без подтверждения возникновения неисправностей автомобиля в следствие данных работ, является недобросовестной предпринимательской практикой», - отметили в агентстве.

В целом, вышеуказанные действия дилеров, препятствуют конкуренции и отрицательно влияют на рынок, поскольку покупатели лишены возможности приобретать такое же дополнительное оборудование или обслуживаться у сторонних поставщиков, включая детейлинг-центры, специализированные магазины или сервисные центры, тем самым снижая их объемы продаж.

Сравнительный анализ показывает, что цены у сторонних поставщиков таких товаров и услуг в среднем ниже на 20-30%.

Реклама
Реклама
Новости партнеров