Некоторые квазигоскомпании пытались скрыть свои финансовые показатели от аудиторов
Казахстанцы теперь раз в год смогут узнать сколько выгоды получает государство от различных квазигоскомпаний и фондов. Однако, в своем резюме к первому Нацдокладу по управлению государственными активами и квазигоссектором авторы признались, что им пришлось попутно исправлять некорректные сведения о квазигос-структурах в соответствующем реестре. «Голос народа» рассказывает о самых важных моментах Нацдоклада.
Начнем с основного – сколько всего субъектов квазигоссектора в стране? В республиканской собственности, несмотря на все программы приватизации, цифра не меняется – 340 субъектов. А вот общее число сократилось с 5 962 субъектов до 5 863.
Стоимости имущества, которое находится на балансе субъектов квазигоссектора за 3 года снизилась более чем на 300 млрд тенге – с 3,5 трлн до менее чем 3,2 трлн тенге.
При этом стоимость коммунального имущества выросла почти вдвое – с 8 трлн тенге до 13.
У каждой квазигоскомпании есть целевые показатели и коэффициент полезного действия. Как показывает Нацдоклад, почти 80% субъектов республиканской собственности по итоггам 2023 года достигли запланированного КПД на 90-100%.
Столь же отличный результат демонстрируют 100% «дочек» Самрук-Казына.
А вот по акиматам картина не столь радужная. Половина подотчетных им квазигоскомпаний показали КПД менее 50%.
При этом за счет госбюджета квазигоскомпании пополняют уставной капитал, а также получают кредиты и субсидии. По всем этим статьям авторы Нацдоклада фиксируют кратный рост в 2023 году.
Так, в 2021 году по всем формам собственности субъекты квазигос получили субсидии и помощь на 54,4 млрд тенге, а в 2023 – 458,3 млрд.
На ежегодное пополнение уставного капитала субъектов квазигосссектора в 2021 году было направлено 30,6 млрд тенге, а в 2023 году – 244,4 млрд.
Бюджетные кредиты в 2021 году составляли 284,7 млрд тенге, а в 2023 году – 410,3 млрд тенге.
Справедливости ради, растут вместе с ассигнованиями из бюджета в квазигоскомпании и дивиденды, которые квазигоссектор выплачивает государству.
Так, в республиканском бюджете на 2023 год дивиденды на государственный пакет акций были предусмотрены в размере 211,9 млрд тенге. Фактически поступило 1 337,9 млрд тенге, что почти в 7 раз больше, чем планировалось.
Одна из основных задач государства, официально и не единожды задекларированная с высокой трибуны, сокращение доли государства в экономике страны.
Работа эта, если верить официальным цифрам, идет медленно, но верно. Доля квазигоссектора в экономике ежегодно снижается на 13 – 14%.
Как напоминают авторы Нацдоклада, один из основных способов сокращения доли государства в экономики – приватизация. Согласно данным Нацдоклада, за 2021 – 2023 годы по республиканской собственности был выставлен на торги 2 121 объект, из которых продано 2 060 объектов.
«Поступления в Национальный фонд Республики Казахстан от приватизации объектов республиканской собственности составили 16,1 млрд тенге», - уточняется в документе.
Цифра, вроде бы, солидная, но это если забыть, что общая совокупная стоимость активов квазигоссектора по итогам 2023 года составляет более 88 трлн тенге.
Ну и плюс, если разделить вырученную сумму на количество ушедших с молотка объектов, выходит, что в среднем каждый из них стоил скромные 7,7 млн тенге.
То есть, прикупить что-то себе на этой распродаже чисто теоретически мог почти любой казахстанец.
Между тем, в резюме к Национальному докладу по управлению государственными активами и квазигосударственным сектором, авторы говорят о совершенно странных вещах.
Оказывается, некоторые сведения им пришлось искать дополнительно.
«В ходе подготовки Нацдоклада выявлены случаи некорректного предоставления либо непредоставления сведений в реестр, что препятствовало формированию Нацдоклада и влекло за собой необходимость направления письменных запросов в адрес ЦГО и МИО, в связи с чем требуется проведение соответствующей работы со стороны уполномоченных органов соответствующих отраслей и местных исполнительных органов по контролю за своевременностью, полнотой и достоверностью данных, вносимых в реестр. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос по установлению административной ответственности руководителей и должностных лиц СКС за качественное заполнение планов развития (планов мероприятий) и отчетов по их исполнению на соответствующий период и иной информации, предоставляемой в реестр», - говорится в историческом документе.
Если перевести этот сдержанно-канцеляристский язык на более простой, то аудиторы прямо намекают на то, что некоторые госорганы скрывают информацию о деятельности своих квази-дочек. И, как предполагают проверяющие, далеко не всегда это делается по банальной невнимательности. Поэтому для начала чиновников за такого рода ошибки надо начать штрафовать. Ну а дальше – как пойдет.