Компания не может стать халяльной раз и навсегда
Несмотря на то, что Казахстан является светской страной, из 20 млн человек населения большинство идентифицируют себя как мусульмане. В связи с этим многие отечественные компании стремятся получить знак «Халал», чтобы привлечь религиозную аудиторию. Как наличие сертификата влияет на прибыль бизнесменов? Сложно ли стать халяльным в Казахстане? На эти и другие вопросы искала ответ корреспондент «Голоса народа».
Маркетолог Максат Акпаров отмечает, что наличие сертификата «Халал» делает для покупателей продукцию более привлекательной, поскольку они находят в ней не только качество, но и соответствием собственным религиозным и этическим нормам. Таким образом шанс увеличения продаж у предпринимателей возрастает, вместе с тем растет и имидж компании.
«Влияние знака «Халал» зависит от целевой аудитории. Для мусульманской аудитории это критически важный критерий, который способствует улучшению имиджа бренда, делая его более значимым и аутентичным. Для других категорий аудитории знак может быть нейтральным, но часто он воспринимается как дополнительный показатель качества и соответствия строгим стандартам», — объясняет Акпаров.
Высокие требования к сертификации приводят к увеличению себестоимости из-за необходимости соблюдения строгих стандартов, контроля качества и сертификационных проверок, что может отразиться на розничной цене. Однако, по словам Акпарова, потребители готовы платить больше за уверенность в качестве. При этом маркетолог считает, что некоторые предприниматели используют знак только для роста продаж.
«Сертификат «Халал», действительно, иногда используется исключительно как маркетинговый инструмент, что может вызывать скептицизм у потребителей. Важно, чтобы компании уважали истинные ценности халяльности и придерживались их не только ради прибыли, но и ради доверия покупателей», — поделился мнением маркетолог.
Получение сертификата халал требует, чтобы продукция или услуга соответствовали строгим требованиям сертификации, установленным соответствующими халяльными организациями. «Халал Даму» при Духовном управлении мусульман Казахстана осуществляет сертификацию в соответствии с шариатскими нормами и халал стандартами.
Организация по стандартизации и сертификации в Казахстане существует уже 10 лет и за это время сертифицировала свыше 1800 отечественных и зарубежных компаний, половина из которых - услуги общественного питания.
Сегодня сертификат халал может быть получен на широкий спектр товаров и услуг, соответствующих нормам ислама. Основные категории включают продукты питания, косметические изделия, фармацевтические товары, бытовую химию, сферу услуг и даже текстиль.
Как нам разъяснили в «Халал Даму», продукты питания должны быть изготовлены из разрешённых (халяльных) ингредиентов, недопустимо использование запрещённых ингредиентов, таких как свинина и алкоголь. Даже при транспортировке и хранении не разрешается соседство с харамными товарами.
Если говорить об одежде и прочих предметах текстиля, то здесь ткани и материалы должны быть халяльными, то есть не должны содержать компонентов, запрещённых в исламе – к примеру, шерсть животных, убитых не по исламским нормам. В случае с косметикой и парфюмерией не допускается использование спирта и запрещённых животных жиров.
Стоит отметить, что получить сертификат «Халал» может даже целое заведение, будь то ресторан или гостиница. Для этого необходимо выполнять ряд требований. К примеру, в заведениях общепита не только блюда и напитки должны быть халяльными, но и персонал должен быть обучен всем стандартам.
«Оборудование, используемое для приготовления пищи, должно быть очищено от любых харамных остатков. Разделение зон для приготовления халяльной и не халяльной пищи (если такие есть) обязательно, чтобы избежать перекрестного загрязнения.
Необходимо предоставить документацию о закупках, процессе приготовления и поставщиках, подтверждающую соответствие стандартам. Организации должны соблюдать высокие стандарты гигиены и санитарии, что особенно важно в сфере общественного питания», — объяснили в «Халал Даму».
Производители продукции и поставщики услуг всегда должны быть готовы к проверкам. Они могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Частота проверок может варьироваться в зависимости от типа продукции и уровня риска. В некоторых случаях может потребоваться тестирование продукции в лаборатории для проверки состава и наличия запрещённых ингредиентов.
Если выявлены незначительные нарушения, то бизнесмены получат предупреждения и обязуются исправить все в срок. В противном случае сертификат может быть приостановлен, а при систематических нарушениях – аннулирован. В некоторых случаях могут применяться финансовые штрафы или другие меры, предусмотренные законодательством. Если сертификат аннулируют, то информацию могут обнародовать, чтобы предупредить потребителей.
Казахстан активно сотрудничает с международными ассоциациями и сертификационными органами для обмена опытом и лучшими практиками, однако в стране существуют и собственные стандарты, разработанные с учетом местных особенностей, однако также используется и международная сертификация. Основные моменты включают:
«Казахстанские организации, занимающиеся сертификацией «Халал», разработали свои стандарты, которые учитывают исламские нормы, а также специфические требования и условия местного рынка. Эти стандарты регулируют как производственные процессы, так и критерии для различных категорий продуктов», — уточнили в «Халал Даму».
Тем временем в Минторговли добавили, что Казахстан сотрудничает с турецким объединением и институтом по стандартизации и метрологии Организации Исламских стран.
«В целях государственной поддержки казахстанских экспортеров и признания сертификатов Халал в странах Персидского залива в 2022 году на базе РГП «Казахстанский институт стандартизации и метрологии» создан орган по подтверждения соответствия Халал», — рассказали в ведомстве.
При этом национальных стандартов в стране больше, чем международных – 18 против 11.