Жители региона активно обращаются в госорганы за защитой прав покупателей
Департаментом торговли и защиты прав потребителей по области Улытау выявлено необоснованное увеличение размеров торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары. Об этом на брифинге сообщил заместитель руководителя ведомства Жасулан Даулебаев, передает «Голос народа».
«Проведен анализ электронных счетов-фактур и благодаря упорному труду участников комиссии по проверке посреднических схем по всей цепочке ценообразования на продукты питания по области, созданной в соответствии с распоряжением акима области Улытау, выявлено необоснованное увеличение размеров торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары. 235 предпринимателей привлечены к административной ответственности», - сообщил Жасулан Даулебаев.
Выяснено, что необоснованно повышены цены на творог, подсолнечное масло, яйца, куриное мясо, сахар и макаронные изделия.
Также он добавил, что в текущем году в департамент поступило 385 обращений, касающихся нарушений прав потребителей
Данные показатели отражают, с одной стороны – повышение уровня выбора потребителя, с другой – рост предпринимательской деятельности. 175 обращений поступили через горячую линию и телеграмм бот, 175 - через портал заявлений и еще 35 на приеме граждан.
«В настоящее время жалобу можно подать, зарегистрировавшись на сайте e-tutynyshy или е-otinish.kz через информационную систему. На сайте e-tutynyshy субъектам предпринимательства предоставляется доступ, описываются жалобы и проблемные вопросы и направляются непосредственно потребителю», - рассказал Жасулан Даулебаев.
Также он проинформировал журналистов о том, что на сегодня е-otinish.kz и Smart QR проведена интеграция с системой, разработана мобильная версия платформы. Целью проекта является упрощение подачи обращений в электронном формате, а также создание системы для приема обращений от потребителей к представителям бизнеса, разрешения обращений на разных этапах, отслеживания жалоб потребителей в разрезе отраслей и спорных объектов, формирования аналитических данных и выявления проблемных вопросов государственных органов во всех сферах жизнедеятельности граждан.
Наряду с этим, на брифинге рассказали о том, что министерством торговли и интеграции Республики Казахстан запущено общественное движение «Качественная продукция». Задачами проекта является вовлечение неправительственного сектора по защите прав потребителей, представителей местных исполнительных и представительных органов, а также предпринимательского сообщества в реализацию общенациональных интересов по обеспечению защиты отечественных производителей и потребителей от опасной и некачественной продукции на внутреннем рынке, а также создание условий для развития разумной конкуренции.
В настоящее время ведется системная работа по реализации общественного движения «качественная продукция». Представители общественного объединения «Защита прав потребителей» в рамках концепции «качественная продукция» регулярно проводят мониторинг на территории области с целью выявления некачественной и опасной пищевой продукции.
За истекший период текущего года департаментом санитарно-эпидемиологического контроля и его территориальным управлением проведена санитарно-просветительная работа, направленная на обеспечение населения некачественной продукцией. При выявлении несоответствующей продукции по итогам лабораторного исследования подготавливается и выдается постановление главного санитарного врача об отзыве или изъятии несоответствующей продукции из продажи.
Для принятия исполнения данного постановления проводится внеплановая проверка и в случаях неисполнения КоАП возбуждается дело и штраф.
«Всего за истекший период 2024 года в рамках контрольных закупок отобрано 130 продуктов, из них продовольственных -105, непродовольственных - 25 несоответствующих - 16, в рамках мер оперативного реагирования выдано 6 постановлений», - рассказала и.о. руководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля области Асель Битаева.
Также она отметила, что по обращениям физических, юридических лиц проведено 22 внеплановых проверки. Из них по 12 заявлениям подтверждены факты нарушений, в результате наложены штрафы.