Первоначально, при разработке финансово-экономического обоснования проекта, стоимость проезда оценивалась в 200 тенге
24 октября премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов проверил темпы строительства ЛРТ в Астане, приурочив визит к закладке последней балки. Компания «City Transportation Systems» заявила, что завершение всех строительных работ и запуск LRT планируется до конца 2025 года. Между тем, казахстанцев интересуют не только сроки сдачи «стройки века», но и цена, за которую можно будет прокатиться с ветерком над столицей. «Голос народа» попытался выяснить этот вопрос у чиновников.
Первоначально, при разработке финансово-экономического обоснования проекта, стоимость проезда оценивалась в 200 тенге. Однако, было это еще в те времена, когда в автобусах астанчане платили по 60 тенге. Сейчас стоимость проезда в автобусе почти в два раза выше, стоит ли ждать такого же кратного роста тарифа на проезд в надземном метро?
Как сообщили редакции «Голос народа», окончательный размер тарифа ЛРТ пока неизвестен и будет определен в соответствии с Законом РК «О транспорте».
В данном документе сказано:
«Предоставление услуг по пассажирским перевозкам легкорельсовым транспортом может осуществляться на основе договора между местным исполнительным органом и компанией, управляющей объектами транспортной инфраструктуры столицы».
Получается, что окончательную стоимость проезда определят CTS и акимат города.
В CTS отметили, что тариф будет сформирован с учетом экономически обоснованных затрат на содержание объектов LRT и эксплуатационных расходов для предоставления условий для перевозки пассажиров.
«Для обеспечения доступного уровня тарифов Законом предусмотрена норма по социально значимым пассажирским перевозкам, которая будет учтена при утверждении тарифа», — добавили в компании.
Проезд можно будет оплатить через транспортную карту или QR-код, аналогично другим видам городского транспорта.
В 2018 году заявлялось, что пассажиропоток ЛРТ составит 146 тысяч человек в сутки. Президент Касым-Жомарт Токаев чуть позже поставил данную информацию под сомнение.
«По данным акимата, прогнозируемый поток составит 146 тыс. человек в сутки. В настоящее время по схожему маршруту от аэропорта до нового вокзала пассажиропоток составляет всего 2 тыс. человек. И как вы собираетесь увеличить пассажиропоток в 70 раз?» - говорил глава государства в 2019 году.
На недавней презентации премьер-министру озвучили более приземленные цифры. На начальном этапе пассажиропоток легкорельсового транспорта составит 25 тысяч человек в сутки, а максимальная нагрузка рассчитана на 92 тысячи.
Проект часто критиковали из-за нерентабельности. В ответ на это бывший аким Астаны Алтай Кульгинов в 2022 году подчеркнул, что ЛРТ — это не бизнес-проект, а социально значимый транспорт, который требует субсидий.
«Окупаемость не предусмотрена, ЛРТ не принесет доход, но обеспечит социальную пользу, разгружая транспортные коридоры города», - говорил экс-градоначальник.
Но все же, на какие суммы хотя бы примерно стоит ориентироваться астанчанам и гостям города?
Мы изучили тарифы стран мира.
- В Узбекистане поездка на надземном метро стоит 2000 сум (76 тенге), 1700 сум (64 тенге) — при оплате банковской картой.
- В Осаке (Япония) стоимость зависит от расстояния и варьируется от 190 йен (650 тенге) до 390 йен (1240 тенге).
- В Дубае цена проезда зависит от количества пересеченных зон, в среднем передвижение в одной зоне стоит 3 дирхама (400 тенге).
- Проезд в надземном метро Майами обойдется в 2,25 доллара (1100 тенге).