Очередной скачок цен на ряд продуктов почувствовали казахстанцы
На днях сразу в ряде городов Казахстана прошла информация о резком удорожании нескольких товаров первой необходимости, которые входят в перечень СЗПТ (социально значимых продовольственных товаров). Самым чувствительными к колебаниям цен, как правило, оказываются овощи. В этот раз в цене выросли картофель и капуста - те самые продукты, благодаря которым выживают казахстанцы с самым низким достатком, передает «Голос народа» со ссылкой на Taspanews.kz.
В социальных сетях идет бурное обсуждение темы, что овощи в Санкт-Петербурге оказались дешевле, чем в Алматы, что является нонсенсом. Почему происходит такая ситуация, как остановить дикое ценообразование, мы поговорили с Аскером Башеевым, гендиректором «BenchMark Consulting». Он уверен, что именно «цифровизация» продуктового рынка страны позволит сделать систему ценообразования более прозрачной, повысить конкуренцию и решить еще целый ряд важных вопросов.
Электронная торговля поднимет конкуренцию
Сегодня в стране работает 751 рынок. Отрасль представлена сотней мелких базарчиков, с количеством торговцев от 200 человек и крупными игроками, где трудятся до 10 тыс. человек. Всех этих людей можно объединить в национальной товаропроводящей системе, считает эксперт.
«Офлайн торговля уже сегодня упала на 50%, и этот процесс неминуемо будет продолжаться. Все больше людей предпочитают заказывать продукты, а не ездить, не тратить время на покупки. Но многие, кто сегодня уже пользуются онлайн-сервисами, знают, что нет гарантии, что привезут качественный товар. Выбор на самом деле на электронных площадках ограниченный. На рынке на сегодняшний момент не так много площадок, которые предлагают онлайн-сервис. И покупатель берет то, что ему предлагают, огромное количество торговцев остаются за бортом электронных площадок», – говорит Аскер Башеев.
На самом деле речь идет о трех крупных игроках, которые работают на «электронном» продуктовом рынке Казахстана. Не секрет, что попасть на эти площадки можно на определенных условиях. Не все фермеры готовы с ними согласиться. По некоторым данным, в цене товаров, которые торгуются через популярные площадки, сидит от 20% за услуги «онлайн», в результате торговцы либо повышают стоимость товаров на равнозначную сумму, либо вынуждены урезать свои доходы, что ставит мелких производителей на грань разорения.
«Мы говорим о создании такой системы, где может участвовать любой торговец. На цифровой платформе BMC Sales каждый базар способен стать маркетплейсом, сегодня это реально сделать. На такой электронной площадке можно будет легко размещать товары, быстро находить необходимый продукт. При этом будут видны все цены, можно сравнивать, выбирать. Это создаст здоровую конкуренцию. Базары – это демократичная система и она должна принести на электронные площадки этот дух соперничества по цене и качеству. В результате выигрывает потребитель. Также это дает стимул торговцам улучшать сервис, работать над услугами», – считает эксперт.
Перекупщики умерят аппетиты, цены станут более адекватными
Самый острый вопрос, который тревожит потребителя – как цифровизация может повлиять на сдерживание роста цен на самих базарах. Ведь, к сожалению, ситуация такова, что дешевый продукт становится все сложнее найти даже на рынке. В социальных сетях гуляет ролик, где блогер сравнивает цены на овощи в Санкт-Петербурге и Алматы не в пользу последнего, что вызвало волну возмущения. Сегодня торговцы, которые стоят на базаре, закладывают, по словам нашего эксперта, в среднем около 15% в цену товара за аренду. В процессе «цифровизации» базаров изменится сам смысл торговых точек, они превратятся в «шоу-румы», где покупатель может посмотреть и пощупать товар.
«Электронная торговля дает ряд преимуществ, которые сказываются на росте прибыли торговцев и дают возможность сдерживать рост цен. Товар могут одновременно покупать десятки людей, не выстраиваясь в очереди. Количество покупателей растет за счет того, что нет нужды ехать и тратить время. Клиентская база расширяется в разы, а значит нагрузка за аренду будет в разы меньше на каждую единицу проданного товара», – уверен эксперт.
Другая важная задача электронных площадок – сделать систему торговли более прозрачной, сократить цепочку перекупщиков, что скажется на цене товаров для конечного потребителя.
«Сегодня ситуация такова, что если есть производитель с хорошей ценой и качеством, то у него сразу же скупается товар большой партией, потом он проходит через десятки рук и большую прибыль получают перекупщики, нежели сам производитель. Бывает, что у фермеров даже не остается средств на воспроизводство. Платформа позволит им получить более справедливую цену для своих товаров, они смогут пускать прибыль в оборот. При этом мы не говорим, что нужно «убивать» посредников, они все-таки выполняют роль объединения товара, распределения, но нужно навести порядок и убрать лишних в цепочке. Система покажет всю ситуацию, как на ладони, на платформе будут видны цены, как происходит изменение. Сегодня же у нас нет такой информации, в результате на некоторые товары накрутка перекупщиков составляет сотни процентов. В среднем же производитель овощей, например, закладывает маржу около 15%, один перекупщик добавляет свои 15% – представьте, через сколько рук проходит товар, в цене которого уже 300% и более накрутки. Роль перекупщиков на электронных площадках тоже поменяется. Они будут участвовать деньгами, покупая большие партии, но у них не будет больше нужды тратить огромные средства на логистику, перемещение, какие-то дополнительные кадры, система «в одно касание – дропшипинг» позволит убрать все эти затраты и оптимизировать их работу тоже. В этом и секрет, почему цены на овощи в Санкт-Петербурге оказались меньше, чем в Алматы, там есть один крупный дилер, который распределяет товар, а не цепочка из десятка посредников, где каждый накручивает свой процент, и цена вырастает в геометрической прогрессии», – говорит Аскер Башеев.